Оршанский этнографический музей «Мельница» - очень фотогеничен, без изображения этого здания из красного кирпича не обходится ни один буклет о городе или путеводитель. Сами оршанцы называют памятник промышленной архитектуры в центре города исключительно по белоруски – млын. etno-melniza (2) etno-melniza (3) Здание прежней городской мельницы стоит на искусственно созданном канале, который соединяет две реки Оршицу и Днепр. Уютен музей не только внешне. Внутри запах дерева, белорусский лен, аутентичные керамика, орудия труда и предметы быта создают особую атмосферу теплоты и загадочности. Здесь практически нет новодела и стилизации, а в основном - вещи и предметы, которые использовались нашими предками встарину. Если можно назвать стариной период со второй половины XIX века и частично до XXI. Настроение формируют не только экспонаты. Здание музея – бывшая водяная мельница, а с мельницами, как известно, в народе было связано множество поверий, основанных на взаимодействии с нечистой силой, с которой мельник должен был заключить тайный договор, закрепленный жертвоприношениями. etno-melniza (7) etno-melniza (85) Мельник получал определенную власть над самым главным, что составляло смысл крестьянского труда – хлебом. Его положение порождало между ним и остальными крестьянами определенное отчуждение. Профессиональная магия выступала одним из средств налаживания отношений с общиной. Это очень помогало при улаживании конфликтных ситуаций – в случае неисправности и поломки мельницы, потери зерна, гибели у мельницы людей и домашних животных, в спорах по поводу качества зерна и муки, даже при ловле рыбы в мельничном пруду. Рыбачили у мельницы лишь с разрешения мельника, который выступал посредником между людьми и водяным. По поверьям, за «лицензию» нечистая сила требовала жертву водкой или табаком. Считалось, что при постройке фундамент мельницы нужно окропить кровью – иначе дохода не будет. Для закрепления результата ритуал старались обновлять раз в год. Когда-то каждую осень на День Святого Мартина (покровитель мельников) на Оршанском мельничном колесе закалывали гуся. Вплоть до XIX века ходили слухи о человеческих жертвах. Здесь бытовало поверье о том, что нужно сиротку «закласць». Тем, кто приводил сироток, даже платили деньги – никому не хотелось «в гости» к водяному. Сделать заклад или завет – значит пообещать нечистой силе жертву. Предполагалось, что водяной заберет ее сам. Кирпичное здание мельницы было построено в 1902 году с северной стороны городища, на том самом месте, где исстари действовала мельница деревянная. Она просуществовала на территории бывшего Оршанского замка несколько веков вместе со страхами и суевериями того времени. etno-melniza (19) Бизнесмены начала XIX века верили в технологии, а не в языческие обряды. Водяные мельницы чаще были частными. Оршанской поначалу владела городская управа, собственно, на ее средства мельница и построена. С 1910 года хозяином мельницы стал помещик. В то время ее штат составлял десять человек. Это была одна из самых крупных мельниц во всей губернии. Она была оборудована механическими круподерками. Здесь мололи муку и крупы. Ежегодный доход мельницы в первое десятилетие XX века составлял около 1000 рублей, что свидетельствует об успешности предприятия. Для сравнения, аптека в те годы зарабатывала 300-400 рублей в год. etno-melniza (21) Новый владелец добавил к уже имеющемуся водяному двигателю мощностью 50 конских сил еще и паровой. В 20-е годы вместо парового и водяного двигателей был установлен электрический. Мельница работала вплоть до 1960 года. Затем здание приспособили под продуктовый склад, а в 1995 здесь открыли музей. За четыре года активных поисков предметов этнографической тематики удалось собрать обширную коллекцию. Чтобы спасти «свидетелей» уходящего времени пришлось посетить десятки деревень. Оршанский, Сенненский, Дубровенский, Горецкий, Шкловский, Поставский, Толочинский, Лезненский – и это не все районы указанные на табличках, которыми снабжены предметы. Экспозиция представляет культуру и жизненный уклад одного этнографического региона - Верхнего Приднепровья. Здесь собраны сведения о разных сторонах народного быта от внешних подробностей – устройства избы и двора – до обычаев и суеверий. Все-таки этнография – наука о человеке, а не о вещах. Этнографа объекты культуры и быта интересуют не сами собой, а в их отношении к людям. Экспозиция первого этажа воспевает основную деятельность крестьян – земледелие. Здесь представлен практически весь сельхозинвентарь от плуга до серпа. Можно познакомиться с основными этапами земледельческих работ, которые были густо снабжены различными приметами и обрядами. etno-melniza (14) etno-melniza (13) etno-melniza (12) etno-melniza (82) etno-melniza (15) etno-melniza (11) Экскурсия, как правило, стартует от фрагмента каменной зернотерки – приспособления, которым пользовались до появления мельниц. Некогда весьма распространенная соха нынче редкость, ее сложно встретить где-либо, кроме музея. А вот конская упряжь отличается от сегодняшней лишь более современными материалами. Кстати, спросите, как в экспозицию затесались весы Российской империи и что символизирует макет ветряной мельницы внутри бывшей водяной. etno-melniza (8) etno-melniza (9) etno-melniza (10) etno-melniza (18) etno-melniza (20) etno-melniza (24) etno-melniza (27) При строительстве усадеб в Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы. Макет представляет усадьбу распространенного на данной территории веночного типа - такую могли позволить себе зажиточные крестьяне. Рядом – традиционный интерьер хаты. Напротив печи, которая тоже обладает интересной символикой, - самое священное место в доме – красный угол. etno-melniza (16) etno-melniza (17) etno-melniza (25) etno-melniza (26) etno-melniza (64) etno-melniza (81) Мельница на реке была символом семейного счастья и благополучия, а вращающиеся мельничные жернова – знаком верной любви. Чтобы представить, какие должны были быть жернова в здании мельницы, посмотрите на обычные ручные жернова и увеличьте их мысленно в диаметре до роста человека. Как их вынесли отсюда и куда дели – до сих пор загадка. Одни говорят, что жернова сейчас в реке, другие - что в фундаменте чьего-то дома... etno-melniza (22) Поднимаемся на второй этаж по деревянной лестнице над «Хлебом нашим насущным» в «Свет души и таланта». Краска на ступеньках блестит. С каждым шагом взору открывается просторный зал со множеством окон. На втором этаже говорят об основных традиционных ремеслах и промыслах, вспоминают обряды и приметы наших прабабушек. etno-melniza (80) Большая часть второго зала – мягкая этнография: ткачество, вышивка, рукоделие. Пристальное внимание в экспозиции уделено обработке льна. В центре зала - ткацкий станок с кроснами. Раньше умение ткать было для женщины необходимым навыком. etno-melniza (37) etno-melniza (38) etno-melniza (76) Считалось, что нельзя готовить основу для ткацкого станка поздно вечером - нечистая сила может перепутать нити. Если все же к ночи закончить основу не удавалось, ее сплетали в косы. etno-melniza (77) etno-melniza (75) Лен посадить, вырастить, высушить, собрать, обработать, получить волокно из стеблей, вычесать его, спрясть - когда-то это была повседневная работа женщин. Девушки уже с 13-14 лет заполняли сундук. Рушники, пояса, постельное белье, дорожки-постилки, скатерти, часто даже одежда для себя и будущего супруга – все должно быть готово. С рушниками было связано множество ритуальных действий на протяжении всей жизни человека, причем, вышивка на рушнике, даже поминальном, содержала только положительную символику. etno-melniza (40) etno-melniza (42) etno-melniza (44) etno-melniza (45) etno-melniza (48) etno-melniza (49) etno-melniza (50) etno-melniza (51) etno-melniza (55) etno-melniza (70) Национальный костюм представлен на примере традиционного Дубровенского строя. Главный предмет в крестьянском костюме – рубаха. У женщин были широко распространены юбка-андарак (верхняя юбка) с лифом-кабатом. Национальные строи, так же как рушники и керамика, в разных регионах Беларуси отличаются техникой изготовления, узорами и расцветками. etno-melniza (46) etno-melniza (47) etno-melniza (72) На территории Оршанского уезда было несколько крупных центров гончарства. Особенно развито было производство в Копысе, где в начале XX века действовало около 20 керамических заводов, и все принадлежали частным фабрикантам. На самых крупных работало по тысяче человек. В комплект для печей и каминов входили кафля для облицовки стенок, лепные карнизы и фронтоны. Изразцы Копысских мастеров славились многоцветностью. Делали местные гончары и керамическую посуду. Дуршлаг в начале 20-го века тоже был керамическим. etno-melniza (32) etno-melniza (33) etno-melniza (35) etno-melniza (71) etno-melniza (31) Оптимальный брачный возраст для девушки предусматривал соответствие духовного (умственного, культурного) и физиологического развития. Невеста считалась зрелой, когда ее коса доросла до пояса. Коса в данном случае олицетворяла духовное начало человека. Колыбельку, как правило, собирал отец. Наши прабабушки никогда не качали пустую колыбельку, потому что верили, в этот момент в ней засыпает нечистая сила, которая может нагнать на ребенка болезни. etno-melniza (39) Мастера Оршанского дома ремесел исполнили для музея народный календарь в виде восьмиконечной звезды, символизирующей четыре главных языческих праздника и четыре христианских. Получилось наглядное изображение сложного сплетения веры и верований наших предков, матрица основных ритуалов календарного цикла. etno-melniza (69) etno-melniza (73) etno-melniza (63) etno-melniza (23) Католическая хоругвь, православные иконы, картина художницы Валентины Янковской «Паганскiя багi» - еще несколько штрихов к духовному миру предков. etno-melniza (59) etno-melniza (58) etno-melniza (60) etno-melniza (65) etno-melniza (52) Все изделия из соломки и резьба по дереву также выполнены современными мастерами, но по технологиям прадедов. etno-melniza (56) etno-melniza (74) etno-melniza (78) etno-melniza (79) Торжество без музыки было немыслимо. Ради хорошего музыканта могли даже свадьбу перенести. Одному из таких востребованных на всей Витебщине талантов в конце XIX века принадлежали эти цимбалы. etno-melniza (57) Для детей в музее все диковинное – и шархуны, которые в сказках звенели в лошадиных упряжках, и девичий сундук с приданым. Многих очень озадачивает, что ступа – это не только транспортное средство бабы-Яги. А еще малышам нравятся игрушки-свистульки и фигурки зверей, и они зачарованно рассматривают соломенных пауков, которые едва колышутся или медленно двигаются под потолком вокруг своей оси вслед за движением воздуха. Сто лет назад пауки выполняли не только декоративную функцию, они впитывали в себя негатив. Раз в год их сжигали в печи и заменяли на новые. etno-melniza (6) etno-melniza (5) etno-melniza (36) etno-melniza (41) etno-melniza (54) etno-melniza (53) etno-melniza (68) etno-melniza (66) etno-melniza (67) В музее практикуются мастер-классы для школьников, а иногда и с их участием. На них изготавливают кукол и обереги. Недавно вспоминали традицию росписи пасхальных яиц. Результаты добавлены в экспозицию. etno-melniza (61) Впечатляет то, что наши прабабушки не только умели произвести все, чем пользовались, но и демонстрировали глубокую мудрость в том, что касается человеческих отношений и взаимодействия с природой. Даже прием пищи никогда не расценивался как только физиологический акт, он был некой «тайной», приобщением к священному. Сегодня процесс помола полностью механизирован, о связи мельников и водяных мало кто знает. Современный человек верит в профессионализм, технологии и эволюцию, и все в курсе, что «нечистая сила» появляется в Беларуси раз в год – во время планового тестирования теплосетей. Но генетическая память работает! В стенах млына, пусть и отреставрированного, посещает неясное щекочущее чувство, будто вот-вот вспомнишь что-то очень важное. Кстати, смех и шутки на мифологическом уровне – проявления отчетливых признаков жизни и примета «своего» мира, поэтому выступают действенными оберегами от возможного воздействия нечистой силы. etno-melniza (4) etno-melniza (83) etno-melniza (86) Музей находится в Орше по адресу: улица Замковая, 2А. Время работы: с 10.00 до 18.00. Выходные дни: понедельник. Стоимость входного билета в 2014 году: для детей и студентов – 10 000 бел.руб., для взрослых – 20 000 бел.руб. Экскурсионное обслуживание – 60 000 бел.руб. Фотосъемка – 10 000 бел.руб., видеосъемка – 20 000 бел.руб. Материал подготовила Евгения Коркияйнен.  
  • Комментарии
Загрузка комментариев...