Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает на виртуальную экскурсию по музею истории и культуры евреев Беларуси. До начала Великой Отечественной войны в Беларуси 10% населения составляли евреи, идиш (один из еврейских языков) был государственным в БССР. Евреи составляли половину городского населения страны. Именно в этом музее можно подробнее узнать о культуре евреев Беларуси. Музей истории и культуры евреев Беларуси был открыт в 2002 году. Это ведомственный музей, он работает под эгидой «Союза белорусских еврейских организаций и общин» и АЕОРК «Джойнт». evrej (29) Вся экспозиция музея состоит из тех предметов, которые были переданы в дар местными жителями и их потомками. Поэтому в музее нельзя увидеть старинные экспонаты. Самые ранние из них датируются концом XIX века. Большинство стендов музея посвящено истории евреев на белорусских землях: от XIV века до наших дней. Также в музее присутствует целый стенд, который посвящен женщинам-еврейкам. Например, создательница известной пивоварни Оливария, Рохля Фрумкина была еврейкой. В те времена женщина не могла владеть бизнесом, поэтому после смерти мужа мещанке Фрумкиной пришлось писать обращение на имя российского императора, чтобы тот разрешил ей открыть пивоварню. Разрешение было получено, и сегодня Оливария – один из ведущих белорусских производителей пива. evrej (21) Начало экспозиции посвящено появлению евреев на территории Беларуси. Две тысячи лет назад еврейское царство было завоевано римлянами и включено в состав Римской империи. Евреи поднимали три крупных восстания против Рима, но в каждом потерпели поражение, ведь силы были неравны. В результате евреи были изгнаны из своих земель. К III веку н.э. центр еврейской жизни переместился из Иерусалима в Вавилонию, а оттуда с IX века – в Европу. К XII веку основная масса евреев проживала на германских землях. Именно поэтому разговорным языком европейских евреев стал идиш – смесь иврита с диалектами немецкого языка. evrej (4) evrej (13) К слову, евреи всегда были двуязычными. Иврит – священный язык, язык Библии и богослужений, старались не использовать в повседневном общении. Всегда складывался второй язык, который использовался для бытовых нужд. В Древнем Израиле это был арамейский язык, в Европе же в Средние века эти языком стал идиш. Сейчас на идише говорят около 5 миллионов человек, но количество носителей сокращается. Идиш вытесняется либо местными языками, либо ивритом. Однако его до сих пор изучают в ведущих университетах мира. В русскую речь также проникло множество слов из идиша, особенно в блатной жаргон. Евреев очень охотно приглашали в Средневековую Европу. Но жить вместе с христианами им можно было лишь на особых условиях. Население Европы в подавляющем большинстве своем было занято в сельском хозяйстве и жило натуральным хозяйством. В Средние века земля была основным богатством. – По христианской доктрине, евреи должны были находиться в униженном положении, и этим свидетельствовать о своей «вине». Самым основным ограничением был запрет владеть землёй. Еврей не мог заниматься сельским хозяйством. Но надо было с чего-то жить, несмотря на то, что они не могли заниматься крупным производством. В то время существовала полная монополия гильдий и цехов. Поэтому большинство евреев занимались мелким ремесленничеством, – говорит директор музея Вадим Акопян. Из-за погромов в Западной Европе евреи были вынуждены бежать на восток, в центр Европы. Таким образом, центр еврейской жизни переместился в Польшу. Часть евреев пошла еще дальше, и очутилась в Великом княжестве Литовском, на белорусских землях. XIV век – официальное начало истории евреев на белорусских землях. В ВКЛ евреи появились по приглашению Кейстута. Причем, приглашены на белорусские земли евреи были на шикарных условиях. Тогда ВКЛ переживало настоящий экономический кризис, и евреи могли помочь его преодолеть. Ведь они платили налоги золотом. Благодаря им вся экономическая система государства начинала работать вновь. Быт евреев ничем не отличался от быта белорусов или русских. Это был стандартный быт городского или местечкового жителя. В той же Беларуси, поскольку тут на протяжении семи сотен лет жили евреи, и жили они не изолированно. В начале XX века половина нееврейского населения знало идиш как родной язык. Потому что они с детства слышали его и говорили на нем. Быт ничем не отличался, кроме религиозной и кулинарной составляющей. evrej (7) evrej (6) evrej (15) Большинство евреев были портными. В экспозиции музея в подтверждении этих слов представлена швейная машинка. Если в белорусской семье кормилицей считалась корова, то в еврейской кормилицей считалась швейная машинка. Из-за постоянных погромов и изгнаний у каждого еврея должно быть что-то такое, что можно было бы в любой момент взять в руки и бежать, чтобы спасти семью. Также среди евреев было множество сапожники, парикмахеры, часовщики, ювелиры. evrej (3) Однако нельзя считать, что евреи были богатыми. Из-за запретов переезжать и иметь землю, треть евреев в XIX веке жило за счет подаяния. Положение изменилось к лучшему с началом урбанизации и развития промышленности в Российской империи. В каждом белорусском городе как минимум половину населения составляли евреи. А все из-за запрета владеть землей. В Минске к 1941 году половину населения составляли евреи, в Бобруйске – 66%, в Слуцке – 88%. Такая ситуация сложилась не в последнюю очередь из-за того, что евреям нельзя было перезжать восточнее Смоленска. Но после отмены ограничений на свободу передвижения после Февральской и Октябрьской революций 1917 г. многие евреи начали уезжать в столицы – получать образование. Беларусь была крупным центром национально-освободительного еврейского движения. Из-за того, что евреи были самым бесправным и угнетаемым национальным меньшинством в Российской империи, они активно участвовали во всем спектре революционного движения. Поэтому когда пришла советская власть, среди еврейского населения случился раскол: половина евреев поддержали большевиков, но другая половина выступила против. Ведь евреи были, выражаясь современным языком, индивидуальными предпринимателями, мелкой буржуазией. Им не нужен был коммунизм, когда у них были свои лавочки, цеха или небольшое производство. Однако большевики активно назначали евреев на должности госуправленцев. Царские чиновники были либо репрессированы, либо убиты, а грамотных людей среди приверженцев новой власти было не так много. Еврейская жизнь устроена таким образом, что все мальчики будут грамотными. Мальчик с трех лет отдавался в еврейскую школу, и учился там читать, писать и считать. Если в Российской империи евреи часто предавались гонениям, то до середины 30-ых годов они наконец-то получили возможность развивать свою культуру. В БССР было четыре государственных языка: белорусский, русский, польский и идиш. Но чуть позже Сталин свернул белорусизацию и начались гонения на еврейскую культуру. evrej (23) evrej (9) Фактически в стране было два живых языка: белорусский и идиш. Во времена нахождения Западной Беларуси в составе Польши отношение к евреям со стороны польских властей было намного хуже. Естественно, не шло никакой речи о том, чтобы сделать идиш государственным языком. Большую часть экспозиции занимает тема Второй мировой войны. К 1941 году на территории БССР проживало коло миллиона евреев. Часть мужчин-евреев проходила срочную службу, поэтому к приходу евреев их уже не было, часть еще успела эвакуироваться. Но из миллиона евреев восемьсот тысяч не успело спастись. К концу войны в живых осталось не более 3% от всей численности. evrej (12) evrej (28) evrej (13) Особый интерес у посетителей вызывает детское пальто, которое музею подарила одна из узниц минского гетто. Женщина, а в ту пору еще совсем маленькой девочке, удалось спастись чудом, но мать ее погибла. Но позже она хранила это пальтишко всю жизнь. evrej (10) – В большинстве населенных пунктов евреев убили. Сразу после оккупации проводилась регистрация населения и евреев убивали как можно скорее. Там, где убивали не сразу – хотели использовать как рабов. Да и невозможно было одномоментно убить такое количество людей, поэтому создавались гетто, – рассказывает Вадим Акопян. – В Беларуси было более трехсот гетто. Они просуществовали до лета 1942 года. К этому времени почти все восемьсот тысяч евреев были уничтожены. Спастись из гетто было практически невозможно. Большинство мужчин убивали сразу, чтобы некому было организовать сопротивление. В гетто в основном оказывались женщины, дети и старики. Зима 1941-42 годов была очень суровая, одна из самых холодных зим в XX веке. Даже если получалось уйти из гетто, то куда идти? Кругом были полицаи, которые ловили и выдавали евреев. Бывало, люди уходили из гетто, но возвращались через несколько дней, так как там была хотя бы крыша над головой, и ты был среди своих. Партизаны стали заметным явлением в Беларуси только с середины 1942 года, но практически все евреи уже были к этому времени убиты. Бывало такое, что во время войны люди выдавали прячущихся евреев. Кто-то – за премии, некоторые – бескорыстно, но были и такие люди, которые прятали евреев ценою своей жизни. evrej (25) evrej (26) После окончания войны в Беларуси осталось в живых только около 20 тысяч евреев. Ещё часть вернулась из эвакуации и с фронта. Различные миграции происходили. Но потом, когда началась перестройка, большая часть евреев уехали в Израиль и США. В СССР была запрещена репатриация евреев в Израиль. Те, кто уезжали в конце 80-ых или 90-ых бросили все: работу, квартиры, машины, налаженную жизнь. Они уезжали на пустое место. Поэтому репатриация – это, скорее, зов души. evrej (27) Евреи – это единственный народ в истории, который потерял свою Родину, но за почти 2000 лет не растворился в других народах. Современные еврейские общины в Беларуси очень многогранны: религиозные, культурные, светские. И поныне белорусские евреи сталкиваются с множеством стереотипов. – Например, некоторые вполне серьёзные люди до сих пор полагают, что евреи всё-таки добавляют кровь христианских младенцев в мацу на Пасху. Но в целом в Беларуси несравненно более спокойная обстановка по сравнению с другими странами бывшего СССР, – резюмирует Вадим Акопян. Вход в музей по предварительной записи Адрес: Беларусь, Минск, ул. В. Хоружей, 28. Телефон: +375 17 2867961 E-mail: jewish_museum@mail.ru   Материал подготовила Ксения Тарасевич, фото: автора
  • Комментарии
Загрузка комментариев...