Сегодняшняя виртуальная экскурсия посвящается музею, украсившему самую крупную белорусскую купюру – Могилевскому областному художественному музею им. П.В.Масленикова. Внешне он очень напоминает замок. Вековое здание кто только не занимал: в разные годы здесь находились банк, редакция газеты «Революционная ставка», музей пролетарской культуры, исторический музей, обком ВКП(б), а после КПСС, редакция «Могилевской правды». Художественные полотна начали его обживать в 1990-м. А с недавних времён – не только полотна. maslennikov (46) maslennikov (47) maslennikov (1) Работы народного художника, давшего имя музею, занимают на втором этаже целых 4 зала. Во вводном – эскизы костюмов и декораций к постановкам: около 20-ти лет Масленников работал художником-декоратором в Белорусском театре оперы и балета (ныне Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси). maslennikov (23) maslennikov (17) maslennikov (20) maslennikov (19) maslennikov (18) maslennikov (21) Большие полотна, выполненные в технике станковой живописи (которые художник пишет на станке либо мольберте, прим), – пейзажи Крыма, Балтики, Карпат – украшают второй и третий залы (налево и направо от вводного). Художник любил рисовать горы и зиму –белый цвет один из самых сложных: получить его оттенки очень непросто. Автор подарил музею 125 своих работ. maslennikov (13) maslennikov (12) maslennikov (15) maslennikov (14) maslennikov (11) maslennikov (16) maslennikov (10) Последнее, недописанное полотно Павла Масленикова также хранится в могилевском музее. На нём изображены небеса и едва различимая фигура ангела – по ней искусствоведы читают обращение художника к сакральной теме. В этом же зале, стилизованном под мастерскую, – личные вещи: этюдник, кресло, мольберт, кисточки и краски, баян (Маслеников владел этим инструментом) – и редкие работы: этюды из путешествий (Непал, Никарагуа и т.д.), портрет матери и автопортрет. maslennikov (2) maslennikov (3) maslennikov (4) maslennikov (7) maslennikov (5) maslennikov (6) maslennikov (8) maslennikov (9) Часть пространства второго этажа отведена акварельным и графическим работам Константина Гедды. Художник рисовал с натуры довоенный Могилев, но всё же большее число этюдов относится к аргентинскому периоду (мастер был вынужден эмигрировать). Основное художественное наследие и находится в тех странах, где Гедда жил и работал. В Могилеве собрали около ста работ земляка. maslennikov (24) maslennikov (27) maslennikov (26) maslennikov (25) Когда вы подниметесь на третий этаж, то на время забудете, что пришли в художественный музей. Экспозиция «Сохраненное наследие» собрала особенные экспонаты. Пройдя мимо портретов белорусских просветителей (Петр Мстиславец, Спиридон Соболь, Георгий Конисский, Ефросинья Полоцкая) внимание посетителей приковывает на себя огромная фреска «Ператварэнне Гасподне». Это фрагмент настенной живописи Белыничского монастыря кармелитов (датируется 1761-м годом). «Долгое время она не реставрировалась и просто хранилась в музее, а сейчас стала центральным экспонатом. Её сложно было где-то расположить из-за огромных размеров, и тогда решили обживать чердак и открыть здесь полноценный выставочный зал», – поделился заведующий экспозиционным отделов Вячеслав Кувшинский. По соседству с огромной реликвией – фрагменты иконостаса из сусального золота, церковная одежда, католические скульптуры. maslennikov (28) maslennikov (36) maslennikov (37) maslennikov (35) maslennikov (41) В соседних двух залах собраны небольшие артефакты, найденные в Могилеве (кресты, подсвечники, Евангелие, керамические изделия, оклады икон, которые служили для их украшения и защиты от выцветания) и ценные иконы XVI-XVIII вв. «Встречаются иконы трех типов: живописные (похожи на картины эпохи Возрождения), классические (со строгими цветами, плоскими изображениями, выполненные по всем канонам – иначе говоря, «монастырское письмо») и народный примитив (самые многочисленные, ведь в деревнях редко могли позволить себе монастырские иконы)», – рассказал Вячеслав Кувшинский. «Часто спрашивают, почему на этой иконе Божья матерь находится словно в квадратном нимбе. Дело в том, что все иконы со временем темнеют, но если реставратор нанесет краску поверх старой – икона потеряет свою историческую сущность. Остается консервировать её с помощью специальных покрытий, однако посетителям музея будет непонятно, что изображено. Оттого часть иконы, как правило, подкрашивают». maslennikov (40) maslennikov (38) maslennikov (39) maslennikov (29) maslennikov (30) maslennikov (31) maslennikov (32) maslennikov (33) Первый этаж представляют зал сменных экспозиций и комната-сейф с голограммой главной христианской святыни Беларуси – Креста Ефросиньи Полоцкой. Именно в Могилеве он был утерян во время войны. Такая же 3D-копия находится в Музее белорусской государственности, но в Могилеве голограмма реликвии появилась раньше – в мае 2013-го. В комнате-сейфе установлено специальное освещение, которое помогает как можно лучше рассмотреть трехмерный образ. Создается впечатление, что за тяжелой дверью открываются космические глубины, и на фоне звездного неба материализуется изображение креста. В виде голографических копий в скором времени в Могилев вернутся ещё некоторые исчезнувшие ценности. maslennikov (43) maslennikov (44) maslennikov (45) Музей им. Масленикова находится в г.Могилёве по адресу: ул.Миронова, 33. Время работы: с 10.00 до 18.00. Выходные дни: понедельник, вторник. Входной билет: 5200 рублей (взрослый), 3000 рублей (детский), 4000 рублей (студенты). Стоимость экскурсионного обслуживания: 40 000 рублей, для учащихся - 30 000 рублей. Материал подготовила Александра Матькова.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...