Самый древний город в Беларуси – Полоцк, а потому неудивительно, что полоцкая земля хранит немало легенд, историй и артефактов. Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник насчитывает 11 филиалов. 1S6A7638 Елизаров О.В. Набережная 1996 Постоянная экспозиция, несколько залов для сменных выставок и художественный салон – так устроена галерея сегодня. Место прописки – один из корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, который открылся в 1580 г. по указанию короля Речи Посполитой Стефана Батория. Впоследствии он станет первым высшим учебным заведением с правами университета на белорусской земле (с 1812 г. по указу российского императора Александра I). Сейчас в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета и крупнейшая в Беларуси художественная галерея. 31 Перед взором посетителей – искусство и культура Беларуси с XI века по нынешнее время. В стенах галереи можно познакомиться с настенной живописью XI-XIX вв., а также с коллекциями иконописи XVIII-XIX вв., культового медного литья XIX в., светского портрета XVIII-XIX вв. и искусством XX века. Вместе с тем галерея – это площадка для встреч с современным искусством (белорусским и зарубежным). Здесь постоянно проходят сменные выставки и арт-проекты. CRW_4980 CRW_5036 IMG_5812фото А.Марцинкевича Самая новая часть постоянной экспозиции открылась в сентябре 2014 г. В ней представлена стенопись XII-XIX веков Спасского храма в Полоцке. Создание такой выставки – это результат многолетней работы учёных, реставраторов и музейщиков. «Открывшаяся экспозиция стенописи является объективным источником для знакомства с росписями Спасской церкви, сохранившимися и дошедшими до нас через десять веков. Они важны сегодня не только как уникальный артефакт, но и как аспект исторических, культурных и художественных сведений, как произведение искусства, которое принадлежит не только прошлому, но и последующим эпохам», - рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко. стенопись стенопись2 С помощью наглядного материала и видеофильма можно познакомиться с уникальным реставрационным методом. Он позволил раскрыть фресковые росписи XII века и при этом сохранить два слоя масляной записи XIX века, а затем экспонировать их как движимые памятники. В 2008–2009 годах эта методика была разработана московскими специалистами под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В 2009 году к работам приступили вместе с московскими специалистами реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю. И. Малиновского. Применяемый реставраторами метод позволил не только расслоить настенную живопись, но и музеефицировать её. Копия 1S6A7617 «Монументальная живопись непосредственно связана с архитектурой, и поэтому в экспозиции представлены также сведения о расцвете каменного зодчества в Полоцке с середины XI до середины XIII века и развитии самобытной полоцкой школы архитектуры», – рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко. У истоков Полоцкой школы архитектуры и монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский храм в Полоцке. Это единственный дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли. Он связан с именем преподобной Евфросинии Полоцкой. Монахиня взяла на себя труд просвещения, строительства церквей и основание Богородицкого мужского монастыря. Подробнее о деятельности святой мы узнаём из «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой», размещённом в экспозиции. Здесь также можно получить сведения о Кресте-реликварии, представлявшем собой ковчег с драгоценными реликвиями и мощами святых. Его в 1161 г. преподобная Евфросиния вложила в Спасский храм после завершения строительных работ. Крест Е.Полоцкой Ктиторская фреска В экспозиции «Иконопись Беларуси XVIII-XIX вв.» представлены уникальные произведения униатской иконописи. Шесть икон долгое время находились в иконостасе Софийского собора. В них раскрывается местная самобытность, базирующейся на знании ярких образцов книжной миниатюры, иконографии византийского и западноевропейского искусства. Эти иконы являются ярким примером униатского культового искусства на территории Беларуси, для которого характерно соединение живописи, резьбы, чеканки. Одигитрия. Сер. XVIIIв. Троица ветхозаветная. XVIIIв. OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA Кроме икон белорусской школы, представлено культовое искусство, рассказывающее о мирном сосуществовании нескольких религиозных конфессий. Наряду с иконами и коллекцией культового медного литья XIX в., в экспозиции представлена культовая живопись и светские портреты XVIII-XIX вв. Особое внимание стоит обратить на «Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны» (1760 г.) – основательницы астрономической обсерватории при Виленской иезуитской академии, образованной женщине, которая выделяла средства в поддержку науки. OLYMPUS DIGITAL CAMERA Экспозиция иконописи Беларуси 2 Представленное в галерее собрание изобразительного искусства Беларуси XX в. в хронологическом порядке даёт представление об этапах его развития. В экспозиции уделено внимание отдельным ярким именам, творчество которых рассказывает об уникальности человеческой личности. Можно увидеть живописные работы 1930-40-х гг., таких художников как В.К.Бялыницкий-Бируля и Я.Н.Дроздович, познакомиться с творчеством художников «соцреализма», «сурового стиля», «семидесятников», многогранным искусством 1990-х гг., для которого характерно свободное соединение классической живописи с новаторскими приёмами. Басов И.М. Город 1992 Бялыницкий-Бируля В.К. Калужница зацвела 1940 Дроздович Я.Н. Пейзаж с поездом 1937 С.А.Гриневич. Рыба. 1996 г. Экспозиция изобразительного искусства Беларуси XX в. OLYMPUS DIGITAL CAMERA Значимое явление в развитии полоцкой художественной среды – объединение художников в группу «4-63». Отдельным блоком в экспозиции представлено творчество художников, чей путь в искусстве тесно связан с Полоцком – это Н.Счастная, С.Тимохов, В.Васильев, А.Коновалов, О.Ладисов, О.Елизаров и др. Васильев В.В. Сёстры 1990 Коновалов А.В. Благословенный день 1992 Художественная галерея в Полоцке (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника): Адрес: Витебская область, г.Полоцк, ул.Стрелецкая, 4а-4. Телефон: +375 (214) 42-36-32; 42-41-35; 42-55-47. Время работы: 10.00-17.00. Выходной день: понедельник. Цена билета в 2015 году: для взрослых – 40000 р., для школьников и студентов – 20000 р. Экскурсионное обслуживание для взрослых в 2015 году – 160000 р., для школьников и студентов – 80000 р. Ладисов О.И. Белые лилии 1990 Счастная Н.И. Моё рождение 1980 Материал подготовила Александра Матькова.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...