Беларусь нередко именуют синеокой, или краем озёр. Однако не только озера создают очарование, к примеру, Поозерья (хоть название и говорит само за себя). Летом здесь зацветает целое море льна. Особое к себе отношение он получил не только за красоту, но и за уникальное качество. Став основным материалом для изготовления ткани, лён был неразрывно связан с жизнью и духовным миром белорусского крестьянства. Сегодня проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» научит вас ткать – правда, в теории. За практическими навыками стоит съездить в музей. 1. лён цветущий Музей традиционного ручного ткачества Поозерья находится в центре Полоцка. Его здание, некогда находившееся в одном из древнейших кварталов города, само по себе является памятником архитектуры. В конце 50-х гг. ХІХ в. в его стенах размещалась городская богадельня, а с 1902 г. пекарня. Экспозицию музея здесь открыли в декабре 1998 г. OLYMPUS DIGITAL CAMERA Экспонаты музея располагаются в трёх залах и иллюстрируют процесс создания тканых вещей от посадки льна до получения готового тканого изделия. Коллекция комплектовалась из предметов ткачества, созданных с 1880 г. по 1970 г. и бытовавших в Глубокском, Миорском, Шарковщинском, Верхнедвинском, Поставском, Докшицком, Полоцком районах Витебской области. «Как только вы окажетесь в музее, ваше внимание привлечет стилизованное Дерево жизни. Согласно концепции музея, оно символизирует ткачество – ремесло, которое в представлении наших предков являлось связующей осью между природой, человеком и высшими силами», - рассказывает старший научный сотрудник Музея традиционного ручнога ткачества Поозерья Наталья Шипилло. 3. Дерево Годовой цикл весна-лето-осень-зима соответствует посеву, выращиванию, обработке льна и превращению волокна в нить. Весенние земледельческие работы, в первую очередь, были связаны с подготовкой земли к посеву. Крестьяне вспахивали поле деревянной сохой, после чего можно было приступать к посеву льна. По традиции, этой работой занимались мужчины. И следовали в этом деле народному календарю и приметам. Так, лён лучше всего засевать в пятницу или субботу, для придания будущему волокну крепости в севеньку с семенами необходимо положить железный предмет, а для роста крупных головок льна два запечёных яйца – символ жизни и плодородия. 4.Соха севенька Если засеванием льна занимался мужчина, то последующие работы, связанные с выращиванием и обработкой льна, переходили в женские руки. Особенно важное значение занимала прополка льняного поля от сорной травы. Женщины сообща договаривались на определённый день и шли работать в поле – разумеется, помогали и дети. А для самых маленьких неподалеку ставили люльки-полотнянки. Белорусы Поозерья приписывали льняному полю необыкновенную обереговую силу, которая защитит ребёнка от укуса змеи или сглаза плохого человека. 5. Фото люльки В середине августа льняные головки становятся золотисто-коричневого цвета – это сигнал, что лён поспел и пришло время для его уборки с поля. Традиционно лён вырывают с корнями и связывают в снопы для просушки. 6. снопы Осенью лён обрабатывали и получали волокна для прядения. «У посетителей музея есть возможность познакомиться с каждым этапом обработки льна: например, узнать, как же наши предки совмещали лён и “праник” (приспособление для обивания льняных головок), почему перед тем как мять льняные стебли девушка распускала волосы и что означает выражение «часаць лён над вадой», - создает интригу старший научный сотрудник Музея традиционного ручнога ткачества Поозерья Наталья Шипилло. 7. осень Один из наиболее важных подготовительных этапов ткачества – получение волокна. Но его еще нельзя использовать в изготовлении полотна. Связующим звеном (в музее его называют звеном, переносящим работы со льном из внешнего мира природы в пространство жизни человека) выступает прядение льняной нити. В древности её пряли на веретене, и это занимало огромное количество времени. В конце ХІХ – начале ХХ века благодаря появлению самопрялки или “калаўрота” (от бел. “кола” – колесо), технологический процесс прядения значительно ускорился. За час опытная мастерица могла получать до 160 м льняной нити. 8. клубки На Поозерье была широко распространена традиция совместного женского прядения. Молодые девушки собирались на так называемые «вячоркі» в каком-нибудь из деревенских домов. С собой брали и обязательные атрибуты для прядения: льняное волокно, веретено, прялку. На «вячоркі»приходили и неженатые парни, которые развлекали работающих девушек шутками, разговорами, музыкой. Несложно догадаться, что ключевая роль «вячорак» заключалась не только в приучении молодёжи к коллективному труду. Здесь молодые люди могли знакомиться и общаться. И парни высматривали себе не только красивую, но и трудолюбивую и покладистую невесту. 9. прядение Второй зал знакомит посетителей с технологией и различными видами традиционного ручного ткачества. Работа за ткацким станком (бел. “кросна”) с древних времён была исключительно женским занятием. Ткань, сотканная на ткацком станке, предназначалась для изготовления предметов домашнего обихода (половики, покрывала, скатерти, полотенца) и каждодневной и праздничной одежды. Многим известно, что для каждого региона Беларуси были характерны свои локальные особенности ношения и декора одежды. В экспозиции представлена реконструкция традиционного женского костюма лепельского строя, который бытовал в конце XIX – начале XX века преимущественно в Лепельском, Ушачском и Чашникском районах. 10. кросна 11. покрывала, скатерти 12. женский костюм Явным отличием девичьего костюма от женского являлся головной убор. Он должен был полностью покрывать голову женщины, не показывая её волос. Зато мог рассказать кое-что другое. Существовали тайные знаки, зашифрованные в орнаменте, благодаря которым крестьяне могли определить социальный статус женщины и её происхождение. 13. орнамент Создавая праздничную одежду, мастерицы старались продемонстрировать свои умения и различные приёмы работы с тканью. Однако наивысшим проявлением творчества, в котором отображались мировосприятие, фантазии и навыки белорусских крестьянок, по праву считаются уникальные полотенца (бел. “ручнікі”). Ручник символизировал образ дороги и был неразрывно связан с различными этапами жизни человека: рождение, крещение, свадьба, смерть. Без ручника невозможно представить и крестьянский дом: почётное место занимал ручник-набожник, украшавший икону в красном углу, а для бытовых нужд использовали ручники-утиральники. Богатая коллекция, представленная в одном из залов музея, демонстрирует уникальные по своей значимости, информативности и красоте ручники Белорусского Поозерья. 14. набожник 15. ручник утиральник 16. ручники Поозерья В 2007 году научные сотрудники Музея традиционного ручного ткачества Поозерья разработали для молодых пар свадебный обряд “Як зліліся дзве рэчанькі...”. Он, конечно, не полностью воссоздает праздничную традицию, существовавшую ранее, но совмещает в себе её важные элементы. Для молодых пар обряд в музее символизирует благословение предков. Молодожёны должны пройти ряд традиционных белорусских свадебных испытаний, в ходе которых они выяснят, кто же будет руководить в семье, сколько детей им уготованно судьбой и многое другое. «Все пожелания и тёплые слова, которые звучат в адрес молодых, должны поспособствовать их семейному счастью и добробыту. Так, на Дереве жизни нашего музея появляются новые семейныя веточки. А уже через несколько лет эти пары приводят к нам в музей своих маленьких деток, приобщая их к белорусской культуре и вековым традициям нашего народа», - рассказывает старший научный сотрудник Музея традиционного ручнога ткачества Поозерья Наталья Шипилло. OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA мастер-класс лапікавае шыццё На протяжении многих лет вместе с различными фольклорными коллективами сотрудники музея проводят традиционные белорусские праздники - “Гуканне вясны”, “Пакроўскі кірмаш”, “Каляды”. Да и в целом рукоделие – не забытое ремесло. В стенах музея то и дело проходят различные мастер-классы для желающих освоить разнообразные техники и виды ткачества. Так, совсем недавно гости музея обучались лоскутному шитью (красивее, правда, звучит по-белорусски – “лапікавае шыццё”). OLYMPUS DIGITAL CAMERA 19. гуканне вясны 20. мастер-класс по плетению поясов Музей традиционного ручного ткачества Поозерья (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника): Адрес: Витебская область, г.Полоцк, ул.Войкова, 1. Телефон: 8(0214) 42-30-41. Официальный сайт: tkach.polotsk.museum.by Электронный адрес: tkach.polotsk@museum.by Музей в соцсетях: https://www.facebook.com/tkach.polots?ref=profile https://vk.com/m_tkactva Время работы: 10.00-17.00. В летнее время (с 1 июня по 31 августа) – 10.00-18.00. Выходной день: понедельник. Стоимость входных билетов в 2015 году: индивидуальное посещение для взрослых - 15 000 руб., для школьников и студентов - 8 000 руб. Экскурсионное обслуживание для групп до 25 человек в 2015 году: полный билет – 160 000 рублей; льготный — 80 000 рублей; для групп свыше 25 человек в 2015 году: полный билет – 240 000 рублей; льготный — 120 000 рублей. Бесплатный вход в музей разрешен участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам; военнослужащим срочной службы; инвалидам I и II групп; детям дошкольного возраста, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, находящихся в детских домах, а также школах-интернатах. Материал подготовили: Александра Матькова, Наталья Шипилло, фото – из архива музея.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...