За 20 километров на юг от древнего Бреста начинается полесский уголок, который называется Малоритчина. Такое название дала ему небольшая речушка Рита, которая из глубины вековых боров несет свои темно-янтарные воды.
Малоритский край – край седых легенд и преданий, край задушевных полесских песен и старинных обрядов, край самобытных талантов и открытых сердец.
В Малоритском центре народного творчества посетителя ждет жемчужина белорусского народного искусства – костюм Малоритского строя. Главная задача центра - это сохранение и изучение народных промыслов и ремесел Малоритчины. В районном центре народного творчества собрана уникальная коллекция костюмов Малоритского строя и воссоздана уникальная технология ткачества. Каждый костюм – это путешествие в географию, историю, культуру, этнографию региона.
Всего в центре народного творчества находится два зала. Первый, где главное место в экспозиции принадлежит малоритскому строю одежды – визитной карточке района. И второй - современных видов творчества, где выставленные стилизованные костюмы созданные по старинной технологии ткачества “кожушком”, вышитые старинными узорами ручники, соломенные изделия, шляпы, венки, сумочки и просто сувениры.
Малоритский строй одежды отличается своей архаичностью, классической завершенностью форм одежды, оригинальным женским головным убором, использованием богато оформленных декоративных тканей.
Основу женского костюма составляла рубаха, шилась она с прямыми плечевыми вставками и отложным воротником, где использовался красно-коричневый геометрический орнамент, скомпонованный в поперечные полосы в верхней части плеч, манишке и по краю воротника.
Геометрическое сочетание натуральных цветов: бело-серых льна и пеньки, а также коричнево-красной шерсти, оригинально для праздничных юбок-бурок и характерно только для Малоритчины. Фартук часто имел декоративно-вышитые завязки. Подпоясывали юбки тканым красным поясом. Особую выразительность костюму придавал «плат» (головной убор), который только на Малоритчине богато украшали вышивкой: звездами-розетками в одном углу и узорчатыми полосами по обоим краям. Сотканные на этих костюмах орнаменты и узоры отличаются богатством и сложностью, однако сама технология ткачества «кожушком» народного костюма малоритского строя уже в XX веке вышла из обихода крестьянина.Работники Малоритского центра народного творчества проделали гигантскую работу: они с нуля воссоздали уникальную технологию ткачества «кожушком».
Восстановить технологию удалось благодаря стараниям ткачихи центра Степаниде Степанюк. Технология заправки станка не давала ей покоя.
- Как могли люди, которые не имели никакого образования, соткать такую красоту, а мы, живя в XXI веке и достигнув таких высот в технологиях, не можем справиться с этой задачей, - делится своими переживаниями мастерица.
Чтобы воссоздать “кожушок”, мастерицы раскидывали снизу и сверху старые юбки, опрашивали в округе всех женщин, которые когда-то ткали на станке, изучали специальную литературу, энциклопедии, обращались в библиотеки, в высшие учебные заведения Бреста и Минска. Шесть раз заправлялся ткацкий станок, но ничего не получалось.
- Спустя полгода непрерывной работы я решила: ну еще завтра раз попробую - не получится, бросаю все, - рассказывает Степанида Алексеевна. - Я помолилась, перекрестилась и легла спать.
А ночью женщине приснился сон.
- Мне приснилось, что я иду по насыпи в Кобрин. Впереди зеленое поле и на нем стоят кросна, за которыми сидит женщина. Я обрадовалась видению, поняв, что сейчас эта женщина подскажет, как надо заправить кросна. Но когда дошла до ткацкого станка, за ним уже никого не было, но я все же увидела, как он был заправлен, - вспоминает Степанида.Утром Степанида Алексеевна первым делом села за станок и заправила нити так, как увидела во сне. По воспоминаниям женщины, ее радости не было предела. От счастья и благодарности богу женщина даже плакала.
У нее на станке было соткано полотно «кожушком тканэ» - именно той уникальной технологией ткачества, которую еще в XIX веке использовали для изготовления народного костюма на Малоритчине.Сначала было соткано три первых комплекта юбок и фартуков по образцам столетней давности. А потом же началась кропотливая работа по изучению узоров и орнаментов костюмов Малоритского строя. Работы Малоритского центра народного творчества высоко ценятся в Беларуси. Степанида Степанюк получила гран-при фестиваля«Славянский базар в Витебске» как лучшая ткачиха конкурса.
На международных выставках, которые устраивают работники Малоритского центра народного творчества, рядом с восстановленными костюмами Малоритского строя демонстрируются стилизованный костюм, где с вытканным старинным орнаментом сочетается современный, модный силуэт, вышитые ручники, передающие последовательность чередования широких и узких полос геометрических узоров бордовых и черных цветов, а также золотистые изделия, сохранившие наилучшие традиции соломоплетения, которые на протяжении многих веков создавались нашими предками.Кроме сохранения и изучения народного творчества района, сотрудники Центра проводят экскурсии, мастер-классы, вечерки-посиделки, творческие вечера и выставки портретов мастеров района. Они же организуют районный фестиваль обрядового фольклора «Спадчына зямлі Маларыцкай».
Адрес: Брестская область, г. Малорита, ул. Советская 38
Тел:8016 (51) 2-28-39
Время работы: 8:00 - 17:00, обед - 13:00-14:00
Эл.адрес: mrznt@mail.ru
Цена экскурсии в 2017 году: 50 копеек
Автор: Валентина Струнец, фото: архив музея