Проект “Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ” приглашает на виртуальную экскурсию по Малоритскому центру народного творчества. Только там можно воочию увидеть костюмы, выполненные уникальной технологией ткачества.

За 20 километров на юг от древнего Бреста начинается полесский уголок, который называется Малоритчина. Такое название дала ему небольшая речушка Рита, которая из глубины вековых боров несет свои темно-янтарные воды.

Малоритский край – край седых легенд и преданий, край задушевных полесских песен и старинных обрядов, край самобытных талантов и открытых сердец.
В Малоритском центре народного творчества посетителя ждет жемчужина белорусского народного искусства – костюм Малоритского строя. Главная задача центра - это сохранение и изучение народных промыслов и ремесел Малоритчины. В районном центре народного творчества собрана уникальная коллекция костюмов Малоритского строя и воссоздана уникальная технология ткачества. Каждый костюм – это путешествие в географию, историю, культуру, этнографию региона.

Здание РЦНТ.jpg
костюм изготовленный в 2015 г.jpg
Всего в центре народного творчества находится два зала. Первый, где главное место в экспозиции принадлежит малоритскому строю одежды – визитной карточке района. И второй - современных видов творчества, где выставленные стилизованные костюмы созданные по старинной технологии ткачества “кожушком”, вышитые старинными узорами ручники, соломенные  изделия, шляпы, венки, сумочки и просто сувениры.
Элемент экспозицыи класа бисероплетения.jpg
Малоритский строй одежды отличается своей архаичностью, классической завершенностью форм одежды, оригинальным женским головным убором, использованием богато оформленных декоративных тканей.
На фоне экспозицыи вытавочного зала.jpg
экспозицыя выставки старинного народного костюма.jpg

Основу женского костюма  составляла рубаха, шилась она с прямыми  плечевыми вставками и отложным воротником, где использовался красно-коричневый геометрический орнамент, скомпонованный в поперечные полосы в верхней части плеч, манишке и по краю воротника.

Геометрическое  сочетание натуральных цветов: бело-серых льна и пеньки, а также коричнево-красной шерсти, оригинально для праздничных юбок-бурок и характерно только для Малоритчины. Фартук часто имел декоративно-вышитые завязки. Подпоясывали юбки тканым красным поясом. Особую выразительность костюму придавал «плат» (головной убор), который только на Малоритчине богато украшали вышивкой: звездами-розетками в одном углу и узорчатыми полосами по обоим краям. Сотканные на этих костюмах орнаменты и узоры отличаются богатством и сложностью, однако сама технология ткачества «кожушком» народного костюма малоритского строя уже в XX веке вышла  из обихода крестьянина.
Элементы экспозицыи старинного зала.jpg

Работники Малоритского центра народного творчества проделали гигантскую работу: они с нуля воссоздали уникальную технологию ткачества «кожушком».

Восстановить технологию удалось благодаря стараниям ткачихи центра Степаниде Степанюк. Технология заправки станка не давала ей покоя.

- Как могли люди, которые не имели  никакого образования, соткать такую красоту, а мы, живя в XXI веке и достигнув таких высот в технологиях, не можем справиться с этой задачей, - делится своими переживаниями мастерица.

Чтобы воссоздать “кожушок”, мастерицы раскидывали снизу и сверху старые юбки, опрашивали в округе всех женщин, которые когда-то ткали на станке, изучали специальную литературу, энциклопедии, обращались в библиотеки, в высшие учебные заведения Бреста и Минска. Шесть раз заправлялся ткацкий станок, но ничего не получалось.

- Спустя полгода непрерывной работы я решила: ну еще завтра раз попробую -  не получится, бросаю все, - рассказывает Степанида Алексеевна. - Я помолилась,  перекрестилась и легла спать.

А  ночью женщине приснился  сон.

- Мне приснилось, что я иду по насыпи в Кобрин. Впереди зеленое поле и на нем  стоят кросна, за которыми сидит женщина. Я обрадовалась видению, поняв, что сейчас эта женщина подскажет, как надо заправить кросна. Но когда дошла до ткацкого  станка, за ним уже никого не было, но я все же увидела, как он был заправлен, - вспоминает Степанида.

Утром Степанида Алексеевна первым делом села за станок и заправила нити так, как увидела во сне. По воспоминаниям женщины, ее радости  не было предела. От счастья и благодарности богу женщина даже плакала.

У нее на станке было соткано полотно «кожушком тканэ» - именно той уникальной технологией ткачества, которую еще в XIX веке использовали для изготовления народного костюма на Малоритчине.
Мастера ткачества ЛуцыкС.С и Соколюк Л.В за работой.jpg

Сначала было соткано три первых комплекта юбок и фартуков по образцам столетней давности. А потом же началась кропотливая работа по изучению узоров и орнаментов  костюмов Малоритского строя. Работы Малоритского центра народного творчества высоко ценятся в Беларуси. Степанида Степанюк получила гран-при фестиваля«Славянский базар  в Витебске» как лучшая ткачиха конкурса.

На международных выставках, которые устраивают работники Малоритского центра народного творчества, рядом с восстановленными костюмами Малоритского строя демонстрируются стилизованный костюм, где с вытканным старинным орнаментом сочетается современный, модный силуэт, вышитые  ручники,  передающие последовательность чередования широких и узких полос геометрических узоров бордовых и черных цветов,  а также золотистые изделия, сохранившие наилучшие традиции соломоплетения, которые на протяжении многих веков создавались нашими предками.
Ягелонская ярморка2015 075.jpg
Кроме сохранения и изучения народного творчества района, сотрудники Центра проводят экскурсии, мастер-классы, вечерки-посиделки, творческие вечера и выставки портретов мастеров района. Они же организуют районный фестиваль обрядового фольклора «Спадчына зямлі Маларыцкай».
Участие в раённом фестивале Спадчына зямлі Маларыцкай.jpg

Адрес: Брестская область, г. Малорита, ул. Советская 38
Тел:8016 (51) 2-28-39
Время работы: 8:00 - 17:00, обед - 13:00-14:00
Эл.адрес:  mrznt@mail.ru
Цена экскурсии в 2017 году: 50 копеек

Автор: Валентина Струнец, фото: архив музея
  • Комментарии
Загрузка комментариев...