В этом выпуске проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" приглашает в путешествие по старой улице Роскошь (современная Э.Ожешко) в Гродно, во время которого познакомит с историей Городницы – исторического района города, памятника градостроительства второй половины XVIII ст.
В застройке улицы Ожешко, где преобладают двух- и трёхэтажные дома, привлекает внимание небольшой одноэтажный, с фронтоном барочной формы дом, который почти до окон врос в землю. Это Дом мастера, Босняцкий домик, Музей истории Городницы - единственное уцелевшее строение из двадцати так называемых "босняцких домов" ("босняки" - воинский караул Гродненской королевской экономии), возведенных во второй половине XVIII века по проекту архитектора И.Мёзера. Жилой одноэтажный дом, прямоугольный в плане, постоен из деревянных брусьев и кирпича. Главный фасад кирпичный, с симметрично размещенными небольшими окнами. Боковые и тыльные стены составлены из деревянных брусьев. На первом этаже строения – жилая комната, кухня и сени с лестницей, которая ведет на мансарду. Дом – памятник архитектуры барокко, пример первой на Беларуси типовой жилой застройки. Дом был реставрирован в 1990 г. по проекту В.Барсукова-В.Калнина. В 1994 году тут открылась экспозиция Музея истории Городницы. После ремонта 2011-2012 гг. экспозиция Музея истории Городницы была заново перестроена.
Экспозиция первого зала музея знакомит с историей Городницы – исторического района города, памятника градостроительства второй половины XVIII ст. и рассказывает о политическом деятеле, реформаторе, инициаторе экономических и культурных реформ в Беларуси графе Антонии Тизенгаузе.
В экспозиции размещен портрет великого реформатора А.Тизенгауза, родовод и герб "Буйвол" рода Тизенгаузенов.
Стремясь поднять экономику Речи Посполитой, А.Тизенгауз начинает в Гродно широкую реформаторскую деятельность. В его планы входит создание мануфактурной промышленности (для этого был даже разработан "большой мануфактурный план"), реформы сельского хозяйства, развитие культуры. А.Тизенгауз мечтает создать, идя в ногу с новой экономической политикой, хозяйственный механизм передового типа, не уступающий системам европейских стран. Для задуманных преобразований у надворного подскарбия есть власть, достаточное количество сторонников и неограниченное доверие со стороны короля.
Центром своих преобразований подскарбий выбирает Городницу – село, граничащее с городом и известное с XVI века. Вскоре в Гродно разворачивается огромная стройка, охватившая треть существовавшего города. Возникает новая улица полторы версты длиной и пятнадцать метров шириной. Она получает название Роскоша (теперь это улица Э.Ожешко). На ней появляются 20 жилых домов, предназначавшихся для мастеров высокой квалификации, приглашенных из Лиона, Парижа, Флоренции, Данцига, Гамбурга и других европейских городов. Одновременно строятся ресторан, кафе, гостиница, кузница, школы, административные здания, магазины. Но самое главное А.Тизенгауз открывает мануфактуры: шёлковую, суконную, полотняную, каретно-экипажную, чулочную, кружевную, шляпную, карточную мастерскую, фабрику булавок и иголок, кожевенный и оружейный завод и другие. Буквально на глазах Гродно из провинциального города превращается в промышленный центр.
В экспозиции представлен макет первого в истории архитектуры Беларуси крупномасштабного градостроительного комплекса Городница, построенного в 1765-1780 гг. по инициативе гродненского старосты Антония Тизенгауза. Проектом планировки и застройкой городницкого ансамбля занимались дрезденский архитектор Мёзер и итальянец Сакко. Всего на Городнице было возведено 85 строений различного назначения, сгруппированных кругом площадей, улиц и переулков. При застройке впервые в истории архитектуры Беларуси были использованы новые методы проектирования и строительства, выдержаны высокие для того времени темпы работ. Застройка Городницы включала в себя три отдельные регулярно спланированные зоны: административно-культурную, учебную и производственно-жилую, размещенные в западной, центральной и восточной частях территории.
В музее можно увидеть изделия королевских мануфактур А.Тизенгауза. В экспозиции представлены образцы шёлковых тканей, шёлковая женская шаль, фрагмент кунтушевого пояса производства гродненской шёлковой мануфактуры второй пол. XVIII в., а также изделия чулочной мануфактуры, которая производила модные тогда чулки из шёлка, хлопка и шерсти. Внимание привлекают галуны, кружева, игральные карты второй пол. XVIII в.
Сохранилось 6 бокалов (ромеров) - изделий гродненской стеклянной мануфактуры второй пол. XVIII в. Бокалы изготовлены из зеленого стекла насыщенного цвета и имеют форму "немецких ромеров". Они украшены спиральными нитями и налепами.
Особое внимание А.Тизенгауз уделял развитию образования и культуры. Годы его правления ознаменовались появлением на Городнице театра. Оперно-балетная труппа исполняла произведения итальянских, французских, немецких авторов, значительную часть труппы составляли итальянские артисты. Представленный в экспозиции макет сцены театра демонстрирует сцену из балета Д.Курца "Пир". В роли Пирра - М.Рыминский, Климены - Д.Ситанская, артисты балетной труппы А.Тизенгауза.
Значительная часть экспозиции рассказывает о деятельности в Гродно Жана Эмануэля Жилибера – французского профессора анатомии, хирургии и естественной истории, под руководством которого в Гродно была открыта медицинская школа (академия) и создан ботанический сад. В экспозиции представлены сборник статей Ж.Э.Жылибера "Исследователи природы Литвы ..." ("Indagatores naturae in Lithvania ..."), изданный в Вильне в 1781 г. В работе ученый проводит новые глубокие исследования по анатомии зубра, лося, бобра и других малоизвестных в Европе животных и описывает местные лекарственные растения.
Экспозиция второго помещения музея демонстрирует восстановленный интерьер кухни XVIII в. и знакомит с бытом ремесленника XVIII в. Представлены керамические изделия местного производства и другая кухонная посуда XVIII в.
Следующее помещение - сени, где раньше находился парадный вход в дом. Пол уложен из камней. У окна стоит деревянный сундук для одежды, рядом - инструменты ремесленников второй половины XVIII в. Лестница из сеней ведет на мансарду.
В третьей комнате разместился выставочный зал, в котором проходят выставки этнографических коллекций из собрания музея и персональные выставки народных мастеров Гродненщины. Тут можно познакомится и с традиционными и с современными ремеслами: ткачеством, гончарством, плетением, ковкой, лоскупным шитьем, бисероплетением, росписью по стеклу и многими другими.
Гродненский государственный историко-археологический музейМузей истории ГородницыАдрес: ул. Ожешко, 37, ГродноСвязаться можно по тел.: +375 152 72-16-69 или e-mail grodno_museum@tut.byМузей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00).Цена билета в 2016 году:школьники – 8 000;учащиеся и студенты – 11 000;другие посетители – 15 000.Обзорная экскурсия по музею (группа до 25 человек):школьники, учащиеся, студенты – 30 000;другие – 40 000.В каждый последний вторник месяца музей открыт для бесплатного посещения.
Автор: Ксения Тарасевич, сотрудники музея; фото: автора, архив музея