Проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" приглашает прогуляться по музею белорусского народного искусства в Раубичах. Это одно из немногих мест в Беларуси, где можно увидеть столько шедевров народного творчества. Уникальные горшки ковши, соломенные ворота, куклы для батлейки - все эти изделия действительно удивляют. Музей белорусского народного искусства был открыт 12 декабря 1979 года в 20 километрах от Минска. Размещается он в бывшем Крестогорском костёле (построенном в 1862 году), в живописном месте на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи». 1 Письменные памятники, которые дошли до наших дней, рассказывают о необычной ситуации, поспособствовавшей тому, что это место стало очень популярным среди местных жителей. Согласно легенде, причиной строительства здесь первого храма, датированного 1650 годом, было возникновение местного образа иконы Божьей Матери, которая защитила местного шляхтича Лукаша Халяву во время страшной грозы. 2 С течением времени количество верующих увеличилось, и возникла потребность в уже более основательном храме. В 1858 году был освящён краеугольный камень в фундаменте будущей святыни, и к 1862 году строительство нового каменного костёла было завершено. С 1866 года храм переосвятили в православную Успенскую церковь, которая и действовала до начала 30-х годов XX века. В период Второй мировой войны и позднее здание серьёзно пострадало. Фактически до 1970-х годов не предпринималось никаких шагов по его восстановлению. 3 Идея создания Музея белорусского народного искусства в стенах разрушенного бывшего Крестогорского костёла принадлежала заместителю директора по науке Государственного художественного музея БССР И.Н. Паньшиной и старшему научному сотруднику отдела декоративно-прикладного искусства Т.И. Стёпиной. Концепцию реставрации и размещения экспозиции в культовом здании поддержала директор Государственного художественного музея Е.В. Аладова. Первоначально существовало намерение сноса сохранившегося фундамента и стен, поскольку на тот момент степень разрушенности здания составляла свыше 80%. Только письмо Е.В. Аладовой на имя П.М. Машерова, а также личное вмешательство тогдашнего руководителя БССР помешали полному уничтожению Крестогорского костёла. Группу реставраторов возглавила архитектор Л.В. Павлова. По проекту заслуженного архитектора БССР В.Н. Аладова к основному объему костёльного здания со стороны апсиды был добавлен прямоугольный в плане объём, где разместились дополнительные выставочные площади и бытовые помещения. 4 Сегодня экспозиция музея знакомит с традиционным народным искусством ХVI – начала XX века и с произведениями современных мастеров, работающих в наиболее распространённых видах народного искусства: ткачестве, гончарстве, резьбе и росписи по дереву, плетении из соломы и лозы. 5 Ткачество – один из древнейших видов народного искусства. Столетиями складывались способы обработки льна и шерсти, техники и приёмы ткачества, типы одежды, а также обычаи и обряды, в которых домотканым скатертям, полотенцам, рубахам, плетёным и тканым поясам отводилось значительное место. В экспозиции представлены традиционные костюмы конца XIX – начала XX века, полотенца и декоративные ткани ХХ века из разных регионов страны. Неповторимость народной одежды продиктована её назначением и региональными особенностями традиций. В целом, для Беларуси характерно использование льняной ткани с вышитым либо тканым узором красного цвета. 6 7 8 9 Белорусские мастера внесли значительный вклад в историю искусства резьбы по дереву. «Белорусская резь» упоминается в документах ХVII века, когда в Московском государстве при «Палате резных и столярных дел» стали работать белорусские резчики, украшая резьбой иконостасы в Измайлове, Донском и Новодевичьем монастыре, выполняя резные работы в Коломенском дворце. 10 Гончарные изделия в коллекции музея относятся к ХХ веку. Горшки и макитры для приготовления пищи, миски для еды, кувшины и кринки для молока, «гляки» и «слоики» для хранения продуктов, свистульки и глиняные игрушки мастера украшали самыми простыми способами, известными всем гончарам мира: обваркой, томлением, росписью по терракотовой поверхности, покрытием глазурью. Бытовая гончарная утварь белорусов почти не имеет росписи. Декоративность достигается элементарными приемами. 11 Врождённое чувство формы, профессиональное владение материалом подсказывают мастеру необходимый вариант декора. Достаточно разнообразны и привлекают своей функциональностью и простотой декора чернолощёная керамика Пружан; светлые, терракотовые с красной росписью из концентрических кругов и «запятых» сосуды из деревни Городной; городокская утварь, покрытая свободно разлившейся по форме цветной глазурью. 12 Особую группу памятников в экспозиции составляют изделия Ивенецкой фабрики, которая из небольшой кустарной артели превратилась в ведущий центр художественного гончарства в Беларуси. В музее представлены работы одного из создателей артели в Ивенце – В.Ф. Куликовского, а также И.М. Молчановича, М.М. Зверко, А.В. Прокоповича, работающих в традициях старой ивенецкой керамики и возрождающих забытое искусство изготовления фигурных сосудов в виде баранов, медведей, зубров. 13 14 Разумеется, шедевры народного творчества для экспозиций белорусских музеев не новость. Так чем же на фоне многочисленных аутентичных коллекций выделяется музей белорусского народного искусства в Раубичах? Почему стоит посетить именно это место? Ответ заключается в уникальных экспонатах, которые стали настоящими жемчужинами творчества нашего народа. Один из таких экспонатов – царские врата конца ХVIII – начала ХІХ века. Соломенные узоры крепятся на основу из лозы и дерева. Мастер использовал несколько элементов плетения, из которых складывается замысловатый узор – плетёнка, зубчики, квадраты разных размеров. В середину каждого квадрата помещён кусочек яркого цветного сукна, который в сочетании с золотистой соломой создаёт эффект дорогого самоцвета. Царские врата – это подлинное свидетельство высокоразвитого искусства плетения из соломы, которым издавна владели белорусские мастера. К слову, на сегодняшний день в Беларуси насчитывается только три подобных артефакта. 15 Большой интерес представляют находящиеся в экспозиции произведения сельских умельцев, работавших по заказу односельчан из деревень Негневичи, Заболотье, Межевичи и создававших резные скульптуры в период с ХVIII до начала ХХ века. В них при различии творческих манер сохраняются общие черты, свойственные всем произведениям народных мастеров, создававших скульптуры для сельских каплиц, а также кукол для народного театра – батлейки. 16 17 Уже к XI – XIII векам белорусы владели всеми способами обработки дерева – резьбой, бондарным ремеслом, знали токарный станок. Большинство дошедших до нас памятников из дерева составляют домашняя крестьянская утварь и орудия труда. Ещё одна жемчужина экспозиции, ради которой стоит посетить музей, также выполнена из дерева. Это ковш XVI века, выдолбленный из большого куска капо-корня. На внешней поверхности его – роспись с изображением сцены охоты, птиц и животных, внутри – более поздний растительный орнамент. 18 Народное искусство белорусов неповторимо. Ему присущи мягкость и лиризм в решении образов, удивительная деликатность колористического решения, тщательность работы, умение простыми приемами из самого доступного материала создавать подлинные шедевры. В этом можно в полной мере убедиться, посетив музей белорусского народного искусства в Раубичах! Музей белорусского народного искусства в д. Раубичи Открыт 10:00 до 17:00 (касса работает с 10:00 до 16:00) Выходные дни: понедельник, вторник. Тел.: (017) 507 44 68, (017) 507 44 69 Минская обл., Минский р-н , Острошицкий Городок, с/к «Раубичи» Стоимость входного билета в 2015 году – 20 тыс. рублей. Автор текста: Павел Стаяновский, фото: автора и архив музея
  • Комментарии
Загрузка комментариев...