Художественная галерея в Полоцке
Художественная галерея в Полоцке
Самый древний город в Беларуси – Полоцк, а потому неудивительно, что полоцкая земля хранит немало легенд, историй и артефактов. Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник насчитывает 11 филиалов.
Постоянная экспозиция, несколько залов для сменных выставок и художественный салон – так устроена галерея сегодня. Место прописки – один из корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, который открылся в 1580 г. по указанию короля Речи Посполитой Стефана Батория. Впоследствии он станет первым высшим учебным заведением с правами университета на белорусской земле (с 1812 г. по указу российского императора Александра I). Сейчас в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета и крупнейшая в Беларуси художественная галерея.
Перед взором посетителей – искусство и культура Беларуси с XI века по нынешнее время. В стенах галереи можно познакомиться с настенной живописью XI-XIX вв., а также с коллекциями иконописи XVIII-XIX вв., культового медного литья XIX в., светского портрета XVIII-XIX вв. и искусством XX века. Вместе с тем галерея – это площадка для встреч с современным искусством (белорусским и зарубежным). Здесь постоянно проходят сменные выставки и арт-проекты.
Самая новая часть постоянной экспозиции открылась в сентябре 2014 г. В ней представлена стенопись XII-XIX веков Спасского храма в Полоцке. Создание такой выставки – это результат многолетней работы учёных, реставраторов и музейщиков. «Открывшаяся экспозиция стенописи является объективным источником для знакомства с росписями Спасской церкви, сохранившимися и дошедшими до нас через десять веков. Они важны сегодня не только как уникальный артефакт, но и как аспект исторических, культурных и художественных сведений, как произведение искусства, которое принадлежит не только прошлому, но и последующим эпохам», - рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.
С помощью наглядного материала и видеофильма можно познакомиться с уникальным реставрационным методом. Он позволил раскрыть фресковые росписи XII века и при этом сохранить два слоя масляной записи XIX века, а затем экспонировать их как движимые памятники. В 2008–2009 годах эта методика была разработана московскими специалистами под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В 2009 году к работам приступили вместе с московскими специалистами реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю. И. Малиновского. Применяемый реставраторами метод позволил не только расслоить настенную живопись, но и музеефицировать её.
«Монументальная живопись непосредственно связана с архитектурой, и поэтому в экспозиции представлены также сведения о расцвете каменного зодчества в Полоцке с середины XI до середины XIII века и развитии самобытной полоцкой школы архитектуры», – рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.
У истоков Полоцкой школы архитектуры и монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский храм в Полоцке. Это единственный дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли. Он связан с именем преподобной Евфросинии Полоцкой. Монахиня взяла на себя труд просвещения, строительства церквей и основание Богородицкого мужского монастыря. Подробнее о деятельности святой мы узнаём из «Жития преподобной Евфросинии Полоцкой», размещённом в экспозиции. Здесь также можно получить сведения о Кресте-реликварии, представлявшем собой ковчег с драгоценными реликвиями и мощами святых. Его в 1161 г. преподобная Евфросиния вложила в Спасский храм после завершения строительных работ.
В экспозиции «Иконопись Беларуси XVIII-XIX вв.» представлены уникальные произведения униатской иконописи. Шесть икон долгое время находились в иконостасе Софийского собора. В них раскрывается местная самобытность, базирующейся на знании ярких образцов книжной миниатюры, иконографии византийского и западноевропейского искусства. Эти иконы являются ярким примером униатского культового искусства на территории Беларуси, для которого характерно соединение живописи, резьбы, чеканки.
Кроме икон белорусской школы, представлено культовое искусство, рассказывающее о мирном сосуществовании нескольких религиозных конфессий. Наряду с иконами и коллекцией культового медного литья XIX в., в экспозиции представлена культовая живопись и светские портреты XVIII-XIX вв.
Особое внимание стоит обратить на «Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны» (1760 г.) – основательницы астрономической обсерватории при Виленской иезуитской академии, образованной женщине, которая выделяла средства в поддержку науки.
Представленное в галерее собрание изобразительного искусства Беларуси XX в. в хронологическом порядке даёт представление об этапах его развития. В экспозиции уделено внимание отдельным ярким именам, творчество которых рассказывает об уникальности человеческой личности. Можно увидеть живописные работы 1930-40-х гг., таких художников как В.К.Бялыницкий-Бируля и Я.Н.Дроздович, познакомиться с творчеством художников «соцреализма», «сурового стиля», «семидесятников», многогранным искусством 1990-х гг., для которого характерно свободное соединение классической живописи с новаторскими приёмами.
Значимое явление в развитии полоцкой художественной среды – объединение художников в группу «4-63». Отдельным блоком в экспозиции представлено творчество художников, чей путь в искусстве тесно связан с Полоцком – это Н.Счастная, С.Тимохов, В.Васильев, А.Коновалов, О.Ладисов, О.Елизаров и др.
Художественная галерея в Полоцке (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника):
Адрес: Витебская область, г.Полоцк, ул.Стрелецкая, 4а-4.
Телефон: +375 (214) 42-36-32; 42-41-35; 42-55-47.
Время работы: 10.00-17.00. Выходной день: понедельник.
Цена билета в 2015 году: для взрослых – 40000 р., для школьников и студентов – 20000 р.
Экскурсионное обслуживание для взрослых в 2015 году – 160000 р., для школьников и студентов – 80000 р.
Материал подготовила Александра Матькова.