Музей истории электротранспорта
Музей истории электротранспорта
Интересные и необычные музеи очень быстро становятся популярными и посещаемыми, придают городу дополнительную изюминку. У Витебска таких изюминок много, и музей истории витебского трамвая – одна из них.
Почему такой музей появился именно здесь? Все просто – Витебск стал первым белорусским городом, где появился этот вид транспорта.
Трамвай в Витебске – не просто вид общественного транспорта. Это своего рода гордость жителей и достопримечательность города. Почти все линии пролегают по широким зеленым бульварам либо сбоку от проезжей части, чем обеспечена безопасность и хорошая скорость движения. Спустя более 110 лет, трамвайная система Витебска – самая разветвленная и самая красивая в Беларуси.
История витебского трамвая начинается в далеком 1896 году, именно тогда витебская управа заключила договор с гражданином Франции Фернаном Гильеном, этот договор предполагал в городе строительство электрического трамвая. В нем было оговорено, что Гильен получает концессию на строительство и эксплуатацию трамвая в Витебске на 40 лет. Он должен был построить за свои деньги электрическую железную дорогу со всем необходимым для нее, включая электростанцию мощностью 425 кВт. К слову, строительство этой электростанции стало невероятной удачей для города. С ее помощью освещался губернаторский дворец, штаб Двинской военной округи, суд, гостиница, лазарет и театр.
В мае 1898 года первый трамвай выехал на маршрут. Что показательно, в Москве этот вид транспорта стал использоваться только через год, а в Санкт-Петербурге – через девять лет. Витебский трамвайный парк состоял из 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Длина линии была 5,1 км. Ежегодно трамваи Витебска приносили своим акционерам доход в 20 тысяч франков.
Музей истории витебского трамвая начал свою работу в 1966 году. Инициатором создания такого интересного заведения стал начальник отдела кадров трамвайного управления Л.А. Забелло. В 2002 году музею присвоили звание «Народный музей».
Музей состоит из пяти разделов. Первый раздел отображает период с начала строительства трамвая до октябрьской революции – 1896-1918гг. Он широко освещает возникновение и развитие городского электротранспорта в России, начало строительства и пуск трамвая в Витебске, условия труда витебских трамвайщиков в дореволюционное время, их участие в революционных событиях 1905 года, работу в период первой мировой войны и октябрьской революции.
Мощность вагонов составляла по сегодняшним меркам всего ничего – 25 лошадиных сил (или 18 кВт). В салоне трамваев были места для сидения, стоящие пассажиры ехали на открытых площадках. Салон моторного вагона имел 20 сидений. Площадки вмещали еще 12 человек. В прицепном вагоне помещалось 28 пассажиров. Комфорту водителя тогда значения не придавали: он весь рабочий день ездил стоя на открытой площадке, не защищенной от погодных условий.
В 1901 году право на концессию от Гильона перешло к бельгийскому акционерному обществу с вполне белорусским названием «Витебский трамвай».
Второй раздел музея охватывает период с 1918 по 1941 год. Здесь показаны трудовые будни коллектива трамвая, реконструкция всего трамвайного хозяйства, его развитие и работа до начала Великой отечественной войны.
Зайти в вагон можно было в любом месте – достаточно было подать знак вагоновожатому, и трамвай останавливался. Кондуктора пристально следил за наполняемостью вагонов: пассажирам запрещено было садиться при достижении определенного количества человек. Проезд стоил 5 копеек. Учащиеся, если они были в форме, могли платить 3 копейки. Бесплатным был проезд лишь детям до 5 лет. Для сравнения, рабочий получал тогда 50-60 копеек в день (за 16 часов).
В 1928 году были наконец-то застеклены площадки вагонов, а для водителей установили сидения. Были установлены песочницы с ножным управлением, а также буферные огни.
Третий раздел музея отображает период Второй мировой войны, когда трамвайное хозяйство Витебска было практически полностью разграблено и разрушено немецкими оккупантами. Только небольшая часть оборудования была эвакуирована в Челябинск.
Четвертый раздел – возрождение трамвая из руин и пепла после Второй мировой войны и его послевоенное развитие, когда 26 июня 1944 года Витебск был освобожден советскими войсками. Постепенно остовы вагонов перемещались в депо и проходили восстановление, пути расчищались или же укладывались заново. Через два года после войны, героическими усилиями работников витебского трамвая и горожанами, 5 октября 1947 года по улицам снова весело зазвенели вагоны.
Последний раздел охватывает историю трамвая до наших дней.
К сожалению, массовое снятие трамвайных путей в СССР ввиду недальновидной политики по переводу трамвая в малоперспективный и устаревший вид транспорта коснулось и Беларуси. В 1950-60-е оды Минск теряет чуть ли не половину своих линий. Витебск также теряет довольно напряженные ветки. В 1963 году рельсы на Комсомольской улице были демонтированы.
Спустя 80 лет после отпуска трамвайного движения, в 1978 году по улицам первым в Беларуси с троллейбусным движением, но и первым, кроме столицы Беларуси Минска, имеющим в распоряжении три вида транспорта – автобус, троллейбус и трамвай. Витебск стал четвертым городом из семи в Беларуси, имеющим троллейбусное движение: до этого троллейбусы появились в Минске, Гомеле и Могилеве.
Однако трамвай – это первый электрический транспорт, появившийся в мире и дающий возможность передвигаться быстрее. Поэтому именно трамваю все почести и слава!
К 110-летию витебского трамвая бело-голубой пассажирский вагон, участвовавший в параде на 100-летний юбилей, установлен на постамент на территории трамвайного депо.
Но самое интересное находится в трамвайном парке – там собраны настоящие действующие старинные трамваи, которые до сих пор катают желающих по выходным и праздникам.
Если вы человек, не равнодушный к общественному транспорту или просто интересуетесь историей, будучи в Витебске, обязательно загляните в музей, расположенный на 5-й улице Фрунзе, дом 7.
Посещение музея необходимо заранее согласовать с зам. начальника управления Игнатовым Петром Петровичем по телефонам:
23-73-45, моб. 8029 714 33 39.
Посещение музея осуществляется в будние дни.
Дополнительная контактная информация:
Начальник управления Павлючков Василий Михайлович 23-73-34, факс – 23-73-34
Начальник трамвайного депо Кашкар Петр Васильевич 60-15-20
Материал подготовила Екатерина Старко.