Сегодня мы отправляемся за 15 километров на северо-восток от Витебска - в музей-усадьбу "Здравнево". Здесь выдающийся художник Илья Репин бродил по дну девонского моря и чуть было не написал "Бурлаков на Двине". zdravneva_1_1 Мистическое место "Здравнево" - очень красивое и загадочное место. Яблоки в репинском саду падают от одного взгляда. А деревья начинают позировать - стоит прикоснуться к крышке объектива. Такая энергетика: прислоняешься к сосне - и твой мобильник начинает самопроизвольно подзаряжаться. Честно. zdravneva_1_3 Люди говорят, что тут проходит разлом земной коры. Научных подтверждений этому в интернете мы не нашли. Но то, что весь берег Двины здесь покрыт вышедшими на поверхность древними пластами доломита - факт. Это верхнедевонские отложения, образовавшиеся 400 миллионов лет назад. В то время на планете царили папоротники и земноводные. Из останков существ, оседавших на дно моря, и образовывались слои доломита. Так что вот оно - дно девонского моря. Можно разуться и почувствовать себя ящерицей… zdravneva_1_2 В общем, умели выбирать гениальные художники места для отдыха и творчества. Илья Репин провел здесь восемь летних сезонов (1892-1900 годы) и написал более 40 холстов, эскизов и рисунков. Почему художник в 1892 году вдруг купил поместье под Витебском, хотя до этого приценивался к усадьбе недалеко от Санкт-Петербурга, остается тайной. То ли люди понравились, то ли небо, то ли почувствовал что-то "девонское". Но к истории покупки мы еще вернемся. Из письма Репина: "Край теплый, народ разнообразный. Есть белорусы (господствующее племя), поляки, литва и евреи!.." К Репину попасть непросто Удивительно, но даже многие витебляне никогда не бывали в репинской усадьбе. Лень-матушка и нелюбознательность? Это да. Но главная причина - неудобство транспортного сообщения. На вопрос "чем добраться?" сгоряча можно выпалить: "Ничем!" Но это не совсем так. С витебского автовокзала четыре дня в неделю (по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям) ходит автобус "Витебск - Здравнево". Время отправления - 8.35. Правда, к музейному комплексу он прибывает в 9.40, а касса открывается только в 11.00. Уехать назад на этом автобусе можно только в 19.00. На вокзале пока не говорят, будет ли автобус курсировать в зимнее время. Прежде рейс захватывал только дачный сезон (до середины октября). Работники музея уже давно бьются, чтобы сюда пустили городской маршрут, хотя бы по выходным. Но пока без результатов. zdravneva_1_4 Автор этих строк выбрал самый демократичный путь: на городском автобусе до Рубы, а дальше - на своих двоих. Садитесь на автобус №26 или 26а (Тирасполь - ул. Кирова - Ленина - Гагарина - Руба), или маршрутку № 42 - и жмете до конечной остановки. В Рубе выходите на трассу Минск - Санкт-Петербург и шагаете в сторону Питера. Через полтора километра, пройдя по мосту через Двину, увидите оранжевый указатель направо, к усадьбе Репина. До нее еще два километра живописного пути. Сразу впишетесь в чарующий пейзаж с деревенькой Койтово, красивыми деревьями и замечательными коровами. В итоге - километров восемь пешей прогулки (туда и обратно). Почему так подробно о пути? Потому что на Репина надо настроиться. И придорожные пейзажи в этом помогут. Легкая усталость - тоже. Сосна из прошлого Таблички на входе в музейный комплекс усадьбы Репина предупреждают, что территория охраняется служебными собаками и что в таком красивом месте лучше воздержаться от курения и употребления алкоголя. Посещение платное. То есть даже если вы решили обойтись без экскурсии по усадьбе, вам придется заплатить 5 тыс. рублей. Касса находится в главном усадебном доме. Днем злые собаки на территории усадьбы не встретились. А работники музея были настолько гостеприимны и улыбчивы, что и курить совсем не хотелось. Сосна из прошлого Сосна из прошлого К слову, о собаках. Они - часть истории "Здравнево". Вернее, одна, по кличке Пегас. Илья Ефимович Репин как-то сфотографировался со своим любимым псом у сосны возле дома. Копия фотографии (возможно, авторства Сигизмунда Юрковского, который много фотографировал Репина в его усадьбе) висит сейчас в бывшей спальне усадебного дома. Так вот, работники музея уверяют, что та сосна на фото и по сей день растет возле дома. Именно возле нее начал вдруг заряжаться мобильник вашего покорного слуги… Репин и Пегас возле сосны. Репин и Пегас возле сосны. Бывшая спальня С бывшей спальни и начинается наша экскурсия по усадебному дому художника (всего в доме шесть комнат). Нашим проводником была милая и терпеливая экскурсовод Ольга Французова. Центральное место в бывшей спальне занимает уменьшенная копия "Запорожцев" ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1891). Без этой картины не было бы "Здравнево". Покупка поместья стала возможна только после того, как в 1891 году полотно купил за 35 тыс. рублей серебром сам Александр III. Огромные на тот момент деньги! Впрочем, и работа масштабная - более трех с половиной метров в ширину (подлинник хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге). И писал ее Репин 10 с лишним лет.   Илья Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Илья Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Попутно отметим, что тема запорожских казаков, измывающихся в письме над султаном, была близка художнику по многим причинам. Он родился в Украине (1844, Чугуев, Харьковская губерния), знал украинский язык и очень уважал этот народ. Так вот, в 1892 году Репин покупает имение под Витебском за 12 тыс. рублей, то есть за цену, почти в три раза меньшую, чем гонорар за "Запорожцев". Имение называлось Софиевка - по имени прежней владелицы Софьи Яцкевич. Но еще раньше место называлось Дровнево. Белорус на вопрос "откуда?" отвечал: "З Драўнёва". Возможно, из такого фонетического слияния и возникло романтичное "Здравнево". Во всяком случае, новый хозяин поместья закрепил за ним это имя. Ирония судьбы: старая топонимика (Дровнево) напомнит о себе в 1930 году, когда советские власти продадут усадьбу "на дрова". Еще до начала Великой Отечественной войны дом и прилегающие постройки будут разграблены и уничтожены. Репин в это время жил в Финляндии. Башня, возрождение, пожар В первом зале хранится и несколько копий набросков перестройки главного дома (1893, из архива правнуков художника). Дело в том, что Репин приобрел одноэтажный и достаточно ветхий дом. После того как часть денег пошла на ремонт первого этажа, он решил возвести на здании башню. Первоначально она задумывалась треугольной, готической. Но этот вариант Репин отклонил. В итоге получилось по форме что-то вроде наконечника шахматной ладьи. Местные жители какое-то время называли дом Репина "церковью". Наброски перестройки главного дома в усадьбе Наброски перестройки главного дома в усадьбе Рядом с набросками - фотографии хозяина имения (фото Юрковского) и главного усадебного дома, а также копия акварели 1895 года кисти Шевцова - тестя Репина по первой жене Вере Шевцовой (художник развелся с ней в 1887 году). Илья Репин. Фотография Сигизмунда Юрковского Илья Репин. Фотография Сигизмунда Юрковского   Копия акварели А. Шевцова Копия акварели А. Шевцова По этим наброскам, чертежам, фотографиям, акварелям, а также по воспоминаниям внучки художника Таси (Татьяны) и восстанавливалось уничтоженное в 1930-е годы имение. По сути - с нуля. Первое открытие возрожденной усадьбы состоялось в 1989 году (официально музей был создан 11 августа 1988 года по приказу Министра культуры БССР № 64 как филиал Витебского областного краеведческого музея). Но через шесть лет здесь случился сильный пожар. Он нанес такой урон, что главный дом вновь пришлось отстраивать с фундамента. Второй раз музей-усадьбу открыли только в 2000 году. v_odnom_iz_zalov_muzeya В доме мало собственно здравневской аутентики, однако все пропитано репинским духом. Из настоящего - предметы, найденные при археологических раскопках в 1999 году. Единственные аутентичные предметы, которые принадлежали семье, выставлены в зале, где располагалась женская спальня: два прикроватных коврика, фрагмент курительной трубки, чашка с надписью "День ангела" и салфетка ручной работы. Чашка, принадлежавшая семье Репиных Чашка, принадлежавшая семье Репиных Атмосферу и дух той эпохи создают предметы быта конца XIX - начала XX веков, подаренные музею санкт-петербургским клубом друзей "Здравнево". В 2005 году его организовала историк и искусствовед Наталья Баклан. За это время музею подарили более 400 предметов старины: мебель, посуду, светильники, книги и т.д. Предметы, найденные при раскопках Предметы, найденные при раскопках В гостиной В центре следующего зала - гостиной, стоит сервированный стол. На стенах - фотографии, картины, чучело птицы. zdravneva_1_12 "Ранее дом украшали чучела. Средняя дочь Репина Надежда и сын Юрий приезжали сюда на лето отдохнуть и часто ходили на охоту. Детям тут было раздолье. Как писал в письмах друзьям Репин, они "бегали по мокрой траве и курили махорку", - рассказывает экскурсовод. По ее словам, стены гостиной во времена Репина покрывала роспись. На большой стене художник изобразил вид тропических стран. На противоположной - местный пейзаж. Еще одна птица - "Птица Сирин" - копия росписи дверной филенки в гостиной. Часть росписи сохранилась и находится сейчас в квартире-музее Исаака Бродского в Санкт-Петербурге. Копию подарили музею в прошлом году по линии Союзного государства Беларуси и России. Копия росписи дверной филенки "Птица Сирин" Копия росписи дверной филенки "Птица Сирин" В гостиную ведут два входа. Один из них - с липовой аллеи, которую посадил сам художник. Она частично сохранилась и была восстановлена (еще раз: деревья в "Здравнево" чудесны!). Гулять по этой аллее - особый вид релаксации. Женская спальня zdravneva_1_14 Переходим в следующую комнату. В бывшей женской спальне выставлено несколько уникальных фотографий. На одной (1895 год) - вид с башни усадебного дома. На снимке видна недавно высаженная липовая аллея. На второй фотографии - уборка ржи в Здравнево. Вдалеке - усадебный дом и хозпостройки. Фотография "Уборка ржи в Здравнево" и таблица севооборота Фотография "Уборка ржи в Здравнево" и таблица севооборота Как рассказала Ольга Французова, в имении было около 20 разных строений (флигель, домики для рабочих, скотный двор, дом управляющего). Репин приобрел приблизительно 120 гектаров земли, 40 голов крупного рогатого скота и 4 лошади. Этим хозяйством приходилось управлять. Сохранилась таблица трехпольного севооборота, составленная рукой художника. В этом же зале находится копия карандашного наброска "Бурлаки на Двине" (подлинник хранится в Третьяковской галерее в Москве). Известно, что дальше эскизных набросков двинских бурлаков Репин не пошел. "Бурлаки на Волге" (1873) уже были созданы. И, возможно, художник боялся обвинений в повторении. В письме Татьяне Толстой Репин писал: "Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек... влегши крепко в свои полотняные лямки и свесив головы, часто без шапок, они держат в руках по шесту и тяжело переступают в лаптях, а иногда и босиком - мелкий щебень на берегу довольно острый - ничего" (цитата из публикации историка Валерия Шишанова "Репин и Беларусь"). В том же зале много семейных фотографий. Сын Юрий и три дочери - Вера, Надежда и Татьяна. Младшая дочь Татьяна со своей дочкой, тоже Татьяной ("две Таси") будут жить здесь с 1918-го по 1930-й. Они откроют в послереволюционное время в усадьбе школу. Две Татьяны - дочь и внучка Репина Две Татьяны - дочь и внучка Репина Внучка Репина Тася выйдет замуж за сына местного священника Ивана Дьяконова и родит в Здравнево четверых детей (единственные продолжатели рода). В 1930 году, чтобы избежать раскулачивания, они покинут усадьбу и уедут в Финляндию. Сын Репина Юрий с лисенком у дома в Здравнево Сын Репина Юрий с лисенком у дома в Здравнево В женской спальне также размещены репродукции известных работ Репина, написанных еще в доздравневский период: "Отдых" (портрет жены художника Веры Шевцовой, 1882), автопортрет (1887) и портрет сына (1882). Копии работ художника в бывшей женской спальне Копии работ художника в бывшей женской спальне Мастерская Репина Далее - святая святых! - мастерская художника. В ней Репин создал большинство работ здравневского периода. zdravneva_1-17 Светлое место. Три окна (два - на восток) плюс окно-фонарь в потолке. Из одного окна видна так называемая "горочка натурщика". Можно было писать, не выходя из мастерской. "Моя горочка Монблан", - называл ее художник. В мастерской выставлены только репродукции работ, написанных в Здравнево. Знаменитый "Осенний букет" (1892, изображена дочь Вера), "Барышня на прогулке среди стада коров" (изображены все три дочки), "На охоте" (1892, средняя дочка Надежда). Местные крестьяне называли ее "панычем" - Надежда носила короткие прически и любила поохотиться. Но уже через восемь лет "паныч" превращается в барышню-красавицу ("На солнце", 1900). Мастерская художника Мастерская художника Здесь же работа "Пес Пегас" (1894). Он же рядом с Надеждой на репродукции известного полотна "Лунная ночь" (1896). Это одна из немногих работ, которая находится в Беларуси (Национальный художественный музей). Копии работ "На охоте" и "Пес Пегас" в мастерской Репина Копии работ "На охоте" и "Пес Пегас" в мастерской Репина   Копия работы "На солнце" Копия работы "На солнце" Экскурсовод рассказывает, что нормандский камин Репина, который находился в мастерской, также был расписан. В его полукружии была изображена голова Пегаса. Вообще, мастерская восстанавливалась по двум фотографиям, копии которых сейчас выставлены в усадьбе. Значимое место в мастерской занимают репродукции работ "Косарь литвин" (1897) и "Белорус" (1892). Известно, что для "Белоруса" позировал местный крестьянин Сидор Шавро. "Славный народ белорусы, очень похожи на хохлов, только работящее, скромнее и добродушнее", - писал Репин. "Косарь-литвин" "Косарь-литвин" Под "Белорусом" на импровизированных ступенях - репродукции двух икон, написанных Репиным для иконостаса церкви в селе Слобода (сейчас поселок Верховье). Возле ее стен был похоронен отец художника Ефим Васильевич (1804-1894, провел в Здравнево два последних года своей жизни). Это иконы "Христос с чашей" (1894) и "Богоматерь с младенцем" (1895-1896). В 1930-е годы церковь разрушили, но иконы сохранились и были переданы в Витебский художественный музей, где их можно увидеть и сейчас. Бывшая изостудия Прямо из мастерской по крутым ступеням поднимаемся на второй этаж. Экскурсовод рассказывает, что раньше здесь находилась изостудия. Когда к Репину приезжали студенты, они ночевали тут на широких лавках. Сейчас в этом помещении представлены копии работ художников-передвижников. Репродукции подарены музею Репина в этом году во время "Славянского базара". Опять же - по линии Союзного государства. Бывшая изостудия Бывшая изостудия В бывшей изостудии можно также ознакомиться с экспонатами выставки предметов конца XIX - начала XX веков (дар санкт-петербургского клуба друзей "Здравнево"). Выходим на балкончик. Любуемся сверху все той же "пегасовской" сосной, липовой аллеей и фруктовым садом, который сейчас восстанавливается (но уже дарит посетителям волшебные по вкусу плоды). Рядом с садом - старый пруд с деревьями, будто пересаженными из "Сонной лощины" (Джонни Депп спит в пожухлой траве). "Сонная лощина" в "Здравнево" "Сонная лощина" в "Здравнево" Липовая аллея Липовая аллея 50derevya_u_pruda Мой терпеливый гид Ольга Французова показывает сверху вишневую дерновую площадку: "Она была усажена вишнями, и летом семья выносила туда стол для чаепития с вишнями". На башне Наконец - пик: мы на башне. Небо над Здравнево сосредоточенное - смотрится в темный пруд и следит за Двиной. Облака движутся против течения. Как бурлаки. Со смотровой площадки дом управляющего кажется маленьким (сейчас там находятся администрация музея и охрана). Он тоже восстанавливался с нуля. Вид на дом управляющего Вид на дом управляющего Вид со стороны дома управляющего Вид со стороны дома управляющего Ближе к главному дому - погреб. По сути, единственное строение, которое пережило смутные времена. Постройка 1895 года. Говорят, во время войны в нем нашли убежище местные жители. Погреб Погреб Вид с репинской башни на Двину прекрасен. Но одновременно и жалок: река в этом году болезненно обмелела. Экскурсовод рассказала, что по инициативе Репина берег укрепили - 400 метров каменной кладки вдоль реки. "Моя крымская набережная", - говорил художник. Но Западная Двина не любит, когда ее сковывают, даже если это делают по просьбе великих творцов. Репинскую набережную размыло. Доломит Двине роднее… Недалеко от живописного спуска к реке - Репин собственной персоной. Художник задумчив, присел на камень. Взгляд - ввысь. Руки спокойны. Автор памятника - известный белорусский скульптор Иван Миско. Символично, что цветы к нему несут молодожены, которые облюбовали "Здравнево" для первых поцелуев и фотосессий. Памятник Репину возле музея-усадьбы "Здравнево" Памятник Репину возле музея-усадьбы "Здравнево" Из Здравнево с любовью… Гулять по Здравнево можно долго. Спускаться к реке, отдыхать на лавочках, любоваться липами и соснами. А возле котельной - встретить бессменного директора музея-усадьбы Алексея Сухорукова. В рабочей форме, постоянно в трудах. Да и планов немало. В музее хотят возродить молотильный ток, который работал в имении. В новом строении планируют открыть культурно-образовательный центр с выставочными залами. Спуск к реке Спуск к реке "Люди всегда здесь чувствуют особую атмосферу. То ли оттого, что это место "намолено" художником, то ли, и правда, дело в разломах земной коры... Поэтому аура такая. Но это люди. Им здесь хорошо, и они ищут свои объяснения. Приезжайте еще!" - прощается Алексей Сухоруков. Приедем!.. И снова прислонимся к соснам и погуляем по дну девонского моря... Вся эта красота и "особая атмосфера" с налетом мистики должна стоить в денежном эквиваленте намного больше, чем стоит. Цены более чем демократичные. Экскурсия по усадьбе для взрослого в 2014 году - 25 тыс. рублей, для школьников и студентов - 15 тыс. рублей. Экскурсионное обслуживание на группу до 20 человек в 2014 году - 50 тыс. рублей. Режим работы музея музейного комплекса: с 10.00 до 18.00. Выходные: понедельник и вторник. Касса работает с 11.00 до 17.30. Находится она в бывшей кухне усадебного дома. Здесь же можно приобрести сувениры и работы витебских художников. 53usadba._vid_s_lipovoy_allei Материал подготовил Дмитрий Мирош.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...