Музей истории архитектуры Софийского собора

Софийский собор в Полоцке, построенный в XI веке, является одним из старейших и значимых архитектурных памятников Беларуси. Первоначально возведенный при князе Всеславе Чародее, собор служил административным, политическим и культурным центром Полоцкого княжества. За свою долгую историю собор неоднократно перестраивался и разрушался, но сохранил фундамент и фрагменты стен XI века. Сегодня это музей истории архитектуры и концертный зал камерной и органной музыки. В музее представлены экспонаты, рассказывающие о строительных традициях Древней Руси, а также археологические находки, подтверждающие важность собора в жизни княжества. Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием, а органные концерты, проводимые здесь, привлекают множество посетителей.

Адрес:
Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1

Здесь можно услышать не только звуки истории, но и музыку органа. Вместе с проектом "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" вновь отправляемся сегодня в город-хранитель веково й исторической памяти — Полоцк, и на этот раз - в музей-собор, неподвластный времени.

Полоцк по праву можно назвать белорусской Меккой. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть самую первую каменную постройку на территории Беларуси – Софийский собор. Под неторопливый плеск волн Западной Двины Полоцкая София гордо возвышается на Верхнем замке. Сейчас это музей истории архитектуры и концертный зал камерной и органной музыки.

фото 1

Sofiya Cafedral

фото1-2

История собора — памятника архитектуры XI-XVIII вв. – необыкновенна. Это значительная страница жизни древнейшего белорусского города, которая началась в XI веке и продолжается по сей день. Софийский собор был возведен в середине XI века при князе Всеславе Брячиславиче - больше известном, как Всеслав Чародей. Со школьных страниц многие помнят, что именно при этом правителе Полоцкое княжество достигло наивысшей точки своего расцвета. В богатейшем городе кипела жизнь. На площади перед собором собиралось вече. Во имя Святой Софии принимались важнейшие решения, законы, правила, совершались договоры и торговые сделки. Многие столетия собор являлся символом независимости, религиозным и культурно-просветительским центром.

фото 2

На протяжении столетий менялся архитектурный облик собора. Если в XI веке его венчали семь шлемовидных куполов, в XV – пять мощных оборонительных башен, то сегодня, входя в храм, вы можете видеть на южном фасаде две изящные башни. Путешествие по музею начинается с далекого XI века. Экспозицию открывает камень-известняк с возможными именами строителей собора: «Давыд, Тума, Микула, Копесь, Петр, Воришко писал».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Восстановить облик храма XI в. помогает макет собора, выполненный в масштабе 1:50 Русланом Хлебородовым. Полоцкая София выглядела очень симметрично. Это был крестово-купольный храм в византийском стиле.

SONY DSC

Экспозиция музея рассказывает о событиях тысячелетней давности. С западной стороны сохранился фрагмент главного входа в Софийский собор XI века. В проёме древнего портала представлен слайд миниатюры из Радзивилловской летописи, который описывает строительные традиции Древней Руси.

фото 5

Недаром говорится: раньше строили на века. Толщина стен храма достигала полутора метров. Здесь применялась смешанная техника кладки из камня и плинфы. Древние знаки, буквы, рисунки на плинфе отражают мировосприятие людей того времени.

фото 6

Почти полностью сохранился фундамент храма XI века. Своды древнего собора поддерживали 16 опорных крестчатых столбов, фрагменты которых с элементами фресковой росписи сохранились до наших дней. Четыре столба, которые находятся по углам смотровой площадки, поддерживали главный купол в XI веке. Таким образом, сегодня, находясь в нижнем зале музея, можно оказаться в самом центре древнего храма и ощутить связь времен. У многих посетителей это вызывает восхищение.

SONY DSC

Собор играл роль административно-политического и культурного центра княжества. Здесь производились важнейшие государственные акты и церемонии, заключались договоры о мире, объявлялась война, подписывались торговые грамоты, и вместе с тем находилась библиотека, хранились эталонные весы и княжеская казна. Это подтверждают и археологические находки на Верхнем замке. Например, золотой витой перстень, изготовленный мастером с острова Готланд, рассказывает о торговых связях Полоцка со Скандинавией. Клад серебряных монет (арабские куфические дирхамы), найденный учащимися неподалеку от Полоцка, дает представление о денежных единицах княжеской казны. Вислая печать киевского князя Всеволода Ярославича рассказывает о дипломатической переписке между князьями. А фрагмент шелкового покрывала с вышивкой золотыми нитками из женского захоронения XVI века говорит о существовании усыпальницы при соборе.

SONY DSC

фото9

У Полоцкой Софии непростая судьба. После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, фрагменты стен и опорных столбов, восточные алтарные апсиды высотой около 12 м.

фото10

Древний восточный алтарь по праву можно назвать архитектурной летописью собора. Тут можно познакомиться не только с фрагментами храма XI века, но и с деталями более поздних перестроек. Уровень пола и кладка стен, фресковая роспись сохранились со времен постройки собора. Расчищенные реставраторами древние оконные проемы повествуют о событиях XV века. А декоративные колонны, композиция Всевидящее Око и купол над алтарной апсидой рассказывают нам о перестройках, которым подверглась Полоцкая София в начале XVIII века. Страшная трагедия произошла во время Северной войны, когда по приказу Петра I собор был приспособлен под склад военной амуниции и пороха (1705 г.). Через пять лет порох взорвался и превратил древний храм в руины.

фото11

Талантливый архитектор Ян Криштоф Глаубиц перестроил собор в стиле виленского борокко (в период с 1738 по 1750 гг.). Полоцкая София в XVIII веке приняла вид одноапсидной базилики, ориентированной на север. Для стиля барокко характерна вытянутость линий, динамика, контраст объемов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. В обрамлении окон, дверей, стенных пространств - внутри здания всюду пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений. Горельефная композиция на алтарном своде «Святая Троица Новозаветная» поражает своим великолепием. В центре композиции на фоне неба - Бог-отец, Бог-сын, и святой Дух в виде голубя.

SONY DSC

Над царскими вратами главного алтаря с XVIII века сохранилась композиция «Тайная вечеря» - копия знаменитой фрески Леонардо да Винчи. Второй ярус украшает композиция «Спас Нерукотворный». В северно-западной части храма — фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими». Богатейшее внутреннее убранство храма стоит увидеть воочию.

фото13

SONY DSC

Сейчас Софийский собор – это не только великолепный музей, но и лучший концертный зал в республике. Жизнь собора невозможно представить без голоса «короля музыкальных инструментов» – органа, который был изготовлен в 1985 году специалистами чешской фирмы "Riger Kloss". Средний по величине, он имеет 3905 труб различной величины, 48 регистров, три ручные клавиатуры и систему ножных педалей.

фото14

«Хозяйка органа», знаменитая полочанка Ксения Погорелая с 1988 г. бессменная солистка концертного зала Софийского Собора. Ведёт активную просветительскую и концертную деятельность в Беларуси и за рубежом, является организатором международных фестивалей в Полоцке.

фото15

Благодаря известной органистке музыка в стенах Софии звучит круглый год. Традиционно каждое воскресенье в соборе проводятся органные концерты. Под волшебные звуки органа молодожёны и выпускники вступают в новую жизнь. Для юных слушателей проводятся музыкально-познавательные программы «Тайны органа» и «Приглашение к концерту».

фото16

фото16_1

«Многочисленные гости города, испытав восторг от красоты и величия древнейшего храма Беларуси, услышав органную музыку в одном из лучших концертных залов Европы с уникальной акустикой, навсегда оставляют здесь частичку своей души», - рассказывает старший научный сотрудник музея Надежда Язмер и продолжает: «Софийский собор, как и сам Полоцк, переживал взлеты и падения, неоднократно подвергался пожарам, разрушениям, перестройкам, но историческая и культурная значимость храма бесценна. Новые функции собора не только не исказили первоначальный облик храма, но выявили и подчеркнули в нем главное, что не подвластно времени, - высокое мастерство его создателей».

фото17

фото17-1

Музей истории архитектуры Софийского собора:

Адрес: г.Полоцк, ул.Замковая, 1.

Телефоны:
Экскурсионный отдел : 8(0214) 42-53-40
Концертный отдел: 8(0214) 42-51-34

Время работы: 10.00 -17.00 (летом до 18.00). Выходной -понедельник.

Материал подготовили: Александра Матькова, Надежда Язмер. Фото авторов.