Вокруг Беларуси с Белкарт

В путешествии на поезде есть своя романтика, даже уют. Технологии давно шагнули вперед, выросли скорости, кардинально сменился подвижной состав, но «железка» как будто еще связывает нас с далеким прошлым. Старые вокзалы, неиспользуемые водонапорные башни, кое-где ручные стрелки и, конечно, подстаканники к утреннему чаю – это все явный «привет», долетающий из прекрасного далека.

Вокруг Беларуси с Белкарт.jpg

Можно ли объехать Беларусь на поездах? Кажется, вопрос сам по себе лишний. Нужно! Замкнуть круг, используя только стальные магистрали, само по себе выглядит как интересное достижение. А бонусом с десяток крупных городов страны и полные соцсети впечатлений.

Нам повезло: областные центры страны расположены ближе к границам и все связаны железными дорогами. Прямой связи нет только между Брестом и Гродно – так сложилось исторически. Кроме того, двигаться по кругу можно как по часовой стрелке, так и против, двигаться быстро или с долгими остановками. Все как будто создано для такого путешествия – изучайте расписания на rw.by, ориентируясь на схему железных дорог страны:


01_scheme.jpeg

Мы поехали из Минска в Полоцк и Новополоцк утренним проходящим поездом из Бреста, чтобы уже в пол-одиннадцатого утра быть на месте.

Старейший город Беларуси и его спутник-нефтеград это не только Софийский собор и Спасо-Ефросиниевский монастырь (но если вы никогда не бывали в них, то, конечно, самые сильные рекомендации).

  • В Полоцке сама по себе будет интересная прогулка по кварталам регулярной планировки вдоль проспекта Скорины от Покровской церкви до площади Свободы. Это и довоенные, и дореволюционные здания, это знак «Центр Европы», и атмосферный бульвар по главной осевой улице города.

02.jpg


  • С площади Свободы как раз удобно свернуть к корпусам Полоцкого университета, а после и Софии

03.jpg


  • Рекомендуем не ограничиваться только собором: после него можно углубиться в район называемого Верхнего замка и городища, наиболее древних в Беларуси непрерывно заcеленных мест. Там аутентичная каменная и деревянная застройка плюс небанальные виды на Полоту с Красного моста

04.jpg


Нашим выбором в этот раз был музей природы края, разместившийся в… водонапорной башне! Да, в 2005-м году здешний музей переехал в самое необычное место, которое можно представить в качестве музея. Пустотелую башню заполнили экспозицией, расставленной на ярусах, характерных отдельным природным нишам Полоцкого края. Смотрительницы музея делают отличную экскурсию за небольшую доплату.


05.jpg 06.jpg 07.jpg

А что в Новополоцке? Смело рекомендуем поездку на трамвае из центра города в промзону нефтеперерабатывающего и химического комплексов. Ну, не так уж много мест на земле, где трамвай выезжает за пределы города, мчит по лесам и полям…

Мы погуляли еще и по первому микрорайону, где расположен памятник первой палатке строителей и находятся старейшие жилые двух- и трехэтажки.


08.jpg 09.jpg

Двигаемся в Витебск. Помогут пригородные поезда или какой-нибудь проходящий пассажирский. Ночевать тоже лучше в областном центре, так как и шире выбор гостиниц, и есть комфортная комната отдыха на вокзале за скромные деньги.

В культурной столице есть пара очевидных маршрутов:

  • Пешком от вокзала по улице Кирова до площади Тысячелетия и после на пешеходку мимо ратуши

10.jpg


  • По Задвинью к музею Марка Шагала и Революционной улице, почти сплошь состоящей из краснокирпичной застройки царских времен

11.jpg


Мы выбрали не самый очевидный, но он точно понравится любому: погулять по кампусу Ветеринарной академии. Да, у ветакадемии на 1-й улице Доватора самое красивое здание города – оно теперь ректорат, а изначально было поземельным крестьянским банком.

Территория академии открыта для прохожих, в ней сохранилось несколько межвоенных и дореволюционных строений, шумит старый парк и даже есть памятник Айболиту.


12.jpg 13.jpg


14.jpg 15.jpg

Едем дальше! Следующая остановка напрашивается сама собой: Могилев. В Могилеве тоже разумно остановиться на ночлег, чтобы подышать этим городом неспеша. За последние годы он преобразился в лучшую сторону, а про его пешеходку от площади Звездочета до Ратуши, наверняка, знают все. Не гуляли? Гуляйте, конечно.

  • Помимо пешеходки с городом хорошо знакомиться в парке Подниколье и Никольском монастыре.
  • Для особых ценителей рекомендуем прогулку от замчища по Быховской улице в микрорайон Завалье. Это так называемый «старый Могилев», о котором среднестатистический турист точно не знает.

16.jpg

Ну а что выбрали мы в эту «кругосветку»? Первым делом отправились смотреть на преображенный район Спутник-1, где дуэт белорусских художников создал семь граффити в стиле под керамическую плитку. Обычный спальник-новостройка заиграл абсолютно другими красками благодаря этим муралам.


17.jpg 18.jpg

Кроме того, мы побывали в долине речушки Дубровенки у улицы Орловского, где сохранились опоры старинного железнодорожного моста. Удивительно, какие живописные места бывают в крупных городах!

19.jpg

Едем в Жлобин? Да, небольшой остановки хватит, чтобы посмотреть, как там интересно перестроен вокзал – старое послевоенное здание разобрали, оставив только стены, и накрыли его легким металлическим кожухом. Вот уж необычная получилась достопримечательность, но для нашего железнодорожного путешествия как раз.

20.jpg 21.jpg


22.jpg 23.jpg

И вновь передвигаемся по стальной магистрали, теперь в Гомель. Опять же, если кто-то еще не бывал в нем как турист, то маршруты подойдут следующие:

  • От вокзала пешком по бульвару Победы до главной улицы Советской, а потом по ней до площади Ленина. Так вы и получите удовольствие от прогулки по богато озелененному бульвару, и увидите рядовую каменную застройку областного центра, созданную более 100 лет назад. Она стоит того!
  • Затем, конечно, в парк при дворце Румянцевых-Паскевичей. Обязательно поднимитесь на смотровую башню. Подышите свежим воздухом на набережной Сожа. Пофотографируйтесь во дворце!
В этой поездке мы гуляли по дворам проспекта Ленина. Старые «сталинки» хорошо досмотрены и сохраняют атмосферу послевоенного Гомеля, таят в себе открытия и приятные ракурсы. Арки, деревья, газоны, трубы давно неработающих котельных – Гомель откроется с необычной стороны.


24.jpg 25.jpg 26.jpg

Следующий перегон будет очень длинным через весь юг страны. Можно сделать остановку в Пинске – почему бы и нет, если мы смотрим всю Беларусь сразу?


  • Главная площадь и пешеходка: здание коллегиума, костелы и церкви, рядовая застройка XIX века, уютные кофейни

27.jpg 28.jpg


  • Для ценителей необычного рекомендуем деревянные кварталы в районе бывшей спичечной фабрики. Это будет крайне нетривиально, обещаем!

29.jpg 30.jpg 31.jpg

Ну а теперь Брест. Наверное, в Бресте разумно организовать две ночевки. Во-первых, только на крепость у вас уйдет несколько часов, если вы послушаете экскурсию, а потом самостоятельно посмотрите ее немаленькую территорию. Рекомендуем, к слову, дойти до гарнизонного кладбища – в Беларуси больше нет некрополей такого уровня.

  • Кроме того, Брест потребует неспешной прогулки по кварталам регулярной застройки и пешеходной Советской

32.jpg 33.jpg 34.jpg


  • Отдельно было бы правильно познакомиться с набережной частью к югу от проспекта Машерова

  • Посетить крупнейший в стране и один из крупнейших в бывшем СССР железнодорожный музей
Ну а что выбрали мы? Залинейные кварталы старых военных казарм: место абсолютно нехоженное туристами и неизвестное широкому кругу путешественников. Тут масса интересных дореволюционок, включая дома офицерского состава.

35.jpg 36.jpg 37.jpg


Также мы поехали на Варшавское шоссе, чтобы посмотреть, как Брест формирует новое лицо города современными зданиями. Формирует успешно, местные власти и архитекторы большие молодцы.

38.jpg 39.jpg

Сделаем остановку в Барановичах, но факультативно. Да, нам нужно в Барановичи, так как прямой железной дороги в Гродно нет. В целом можно загрузиться в ночной прицепной беспересадочный вагон, так что выбирайте сами. Если же делаете остановку, то погуляйте по кварталу Тексер – это один из нескольких кварталов страны, построенных для офицеров Советской армии, переезжавших после объединения Германии домой. Он очень необычен своей архитектурой.


В Гродно есть несколько напрашивающихся маршрутов. Как бы составили их мы:

  • Пешая прогулка от вокзала по Ожешко до Советской и по улицам старого города. Заходим в Фарный костел, конечно

40.jpg 41.jpg 42.jpg


  • Оба замка и Коложская церковь (вообще это хорошо бы с экскурсией, но можно и самостоятельно)
  • Ценителям: кварталы микрорайона Новый Свет, где еще полно классных деревянных домиков столетнего возраста

43.jpg 44.jpg 45.jpg


  • Так называемый Гродненский подол по набережной Немана с заходом на старые православное и католическое кладбища

46.jpg

Что выбрали мы как путешественники, которые почти все видели? Места съемок фильма «Белые Росы» в микрорайоне Девятовка-1!

Сгоняли на форты крепости (самый целый четвертый, самый атмосферный первый).


49.jpg 50.jpg 51.jpg


И, раз уж поехали на форты, еще глянули завершенный дворец в Святске, который вот-вот получит толпы туристов – просто они еще не знают…


47.jpg 48.jpg

На Гродно берите две ночевки, много не будет.

Едем домой. Призываем остановиться в Лиде. Никогда не будет лишним прогуляться по замку – наиболее архаичному с точки зрения архитектуры замку страны. А еще здорово размяться пешим к водохранилищу и пивзаводу – в этом месте город как-то особенно органичен и мил.

На Лиде можно и закончить «кругосветку». Последние перегоны до Молодечно и до Минска – и вот вы сделали это. Уверены, впечатления останутся надолго.

flower
Расширяем кроугозор

Похожие публикации

На Полесье существует прекрасный национальный парк «Припятский», заповедная зона затопляемой поймы Припяти
Авторы объединили современные технологии и древние традиции, чтобы показать зрителю ремёсла беларусов
Денис Блищ объехал все областные города Беларуси и обошел весь Минск в поисках новогоднего настроения вместе с Белкарт.