Белорусское Полесье — край восхитительной красоты, с богатейшим культурным и историческим наследием. Оно издревле славится красотой местных жительниц, колоритным фольклором и множеством интереснейших древних легенд и героических историй нашей эпохи. Поэтому неудивительно, что о каждой экспозиции Калинковичского краеведческого музея, вполне можно говорить часами. 4 небольших зала музея позволяют свершить целое путешествие по истории Полесья с древних времен и до нашего времени. 1 Зал первый – краеведческий. Обитатели полей и лесов и даже недра калинковичской земли, представлены здесь в весьма реалистично оформленных экспозициях и помогают, в полной мере ознакомится с особенностями природы Калинковичского района. 23 4 5 Кстати, этот музей обладает и совсем уж необычным для белорусского краеведческого музея экспонатом – тазовой костью кита. «История появления у нас этого экспоната очень забавная,- смеётся директор музея Светлана Петрушенко. - Тазовая кость кита, была конфискована сотрудниками калинковичской таможни как контрабанда. Сотрудники таможни решили, что музей будет самым подходящим местом для хранения такой редкости и подарили её нам. Мы, конечно, сначала растерялись, но всё же приняли подарок. Правда, мы ещё не определились, где его хранить, поэтому пока выделили ему местечко в краеведческой зале». 6 Исторический зал настоящая находка для начинающих историков и культуроведов. Здесь расположены экспозиции, посвящённые уникальным историческим и культурным памятникам, распложенным на территории Калинковичского района. Деревня Юровичи Калинковичского района, небольшой населенный пункт с богатым историческим прошлым. Юровичи являются древнейшей человеческой стоянкой человека периода верхнего палеолита, возраст которой учёные определяют более чем в 25 тысяч лет, здесь обнаружены стоянки и поселения палеолита, мезолита, неолита. Кстати, последние археологические и культурологические исследования утверждают, что Юровичи, является древнейшем человеческим поселением и на территории Беларуси, и одной из немногих на территории всей Европы. Одной из наиболее сенсационных находок Юровической стоянки, уникальной для Беларуси, является сохранившаяся целиком голова мамонта с бивнями. 7 8 9 Благоприятные природные условия позволили первобытным людям, отступающим перед надвигающимся ледником создать здесь долговременною стоянку, которая впоследствии всё же была покинута из-за продолжившегося наступления ледников. Но, стоило климатической ситуации изменится к лучшему, как здесь снова появились люди и обосновались уже надолго. Некоторые исследователи пришли к выводу, что именно здесь, примерно в 1170 году, находился утерянный летописный город Межимостье, полностью разрушенный в результате войн и татаро-монгольских набегов. Этот древний белорусский город, является своеобразным аналогом легендарной греческой Трои, точное расположение, которой так же было установлено только благодаря сохранившимся литературным памятникам, в которых она была упомянута. Ещё одна легенда утверждает, что именно здесь изначально был расположен город Туров, торговый центр древней Беларуси. Существует несколько археологических и культурологических фактов, которые косвенно подтверждают, что в основе этой легенды могут лежать исторические факты. Например, города в те времена зачастую назывались по имени реки, на берегах которой он располагался. Возле посёлка Юровичи находится небольшая, сильно обмельчавшая река Турья, на берегах которой исследователи нашли множество артефактов абсолютно идентичных тем, которые были найдены при раскопках современного Турова. «В этом нет ничего удивительного, – говорит директор музея – В те времена, спасаясь от стихийных бедствий, или жестоких набегов и разграблений, люди часто переезжали целыми городами, сохраняя на новом месте прежнее название и уже сложившуюся культуру и особенности местного быта». 10 11 Экспозиция включает в себя множество предметов бытового обихода древних людей и костей мамонтов, уникальную коллекцию первых фотографий места раскопки стоянки и людей, имеющих непосредственное отношение к её открытию и исследованию. Кстати, первооткрывателями этого уникального исторического объекта, стали обыкновенный школьный учитель истории Юлиан Попель и его ученики, впоследствии к ним присоединились директор местной школы В.Ф. Исаенко и учитель труда А. П. Гарченко. Свои исследования они тщательно протоколировали в специальных альбомах, впоследствии ставших первыми археологическими документами, посвящёнными исследованию деревни Юровичи и ее окрестностей. 12 13 14 15 16 17 18 Следующая экспозиция посвящена, одной из немногих уцелевших в Беларуси родовых помещичьих усадеб старинному поместью Липово. В письменных источниках Липово упоминается с XV века как фамильное поместье старинной семьи Горватов, внесших немалый вклад в развитие области. В официальных документах усадьба описывается как «.. красивейший дворец, окружённый великолепным садом, в котором можно увидеть деревья с небывалыми плодами и удивительных птиц и животных». 19 20 21 22 23 Там же упоминается, что в поместье располагалась крупная библиотека и большая картинная галерея. К сожалению, в череде междоусобных и захватнических войн конца 19-го начала 20 веков, здание было полностью разграблено и частично сожжено. Сотрудники музея бережно хранят единственный, чудом уцелевший экспонат относящийся к усадьбе Липово, старинные часы-маятник, принадлежавший когда-то старинной аристократической фамилии Горват. 24 25 26 Кстати говоря, именно представительница этой знаменитой когда-то фамилии, Елена Горват, стала последней хранительницей ещё одной белорусской реликвии – чудотворного образа Юровичской иконы Божьей Матери. Судьба этой иконы, считающейся хранительницей Полесья удивительна и трагична. Впервые в исторических хрониках она упоминается в 1630 году. В 1661 в Полесье из Украины с душеспасительной миссией прибывает молодой католический монах-иезуит Мартин Тырновский, который привозит икону с собой, для освящения и защиты белорусской земли. По окончании миссии отец Мартин собирается в дальнейший путь, но, стоит погрузить на возок чудотворный образ Богородицы, как кони останавливаются как вкопанные. Утром к нему приходит крестьянка из местной деревни, которая сообщает священнику, что ночью к ней во сне пришла прекрасная дева, которая просила её передать отцу Мартину, чтобы он «...не гнал лошадей, потому что женщина, которую он желает увезти, хочет остаться здесь» (цитата летописи 17 века). Крестьянку отводят к иконе, и она узнаёт в Богородице, женщину, пришедшую к ней во сне. Проповедник остается в Юровичах и, с помощью местных жителей и при поддержке мозырской шляхты, в кратчайшие сроки строит небольшой деревянный храм, а в 1680 году руководством ордена иезуитов было принято решение основать в Юровичах миссию и монастырь. Юровическая икона остаётся в Полесье и, вскоре, благодаря множеству совершённых чудес, которые тщательно фиксировались священнослужителями в специальных книгах «вотах», становится одной из главных святынь ВКЛ, которой поклоняются как католики, так и православные. 27 28 29 KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA В 1746 году для иконы воздвигается грандиозный храмовый комплекс. Сохранившийся до нашего времени костёл Рождества Пресвятой Богородицы в стиле виленского барокко и прилегающий к нему иезуитский коллегиум, в котором сейчас располагается мужской православный монастырь, являются ярким памятником архитектуры и культуры начала XVIII века. 31 32 33 Во второй половине 19 века последний юровечский ксендз Гуго Гадзецкий, предвидя скорое закрытие Юровичской обители царскими властями и опасаясь за сохранность образа, решил заменить оригинал копией. По его просьбе талантливая художница из деревни Деречин Ядвига Кеневич изготовила точную копию образа, «писанку» и монах тайно заменил ею оригинал. На «писанку» были переложены все оклады, серебряные позолоченные короны, сам же подлинник был передан на хранение Елене (Габриеле) Горват, жене речицкого предводителя уездного дворянства. 20 лет спустя стремясь спасти чудотворную икону от уничтожения уже советской властью, Елена Горват тайно вывозит икону в Краков, где передаёт её на хранение в католический костёл, взяв с иезуитов письменное обещание в том, что после восстановления Юровичского храма Рождества Богородицы, образ будет возвращён в Беларусь. Сейчас разрушенный храм практически завершил реконструкцию и его служители надеются, что ещё до 2020 года чудотворная икона возвратиться домой. Юровичская икона Божьей матери официально канонизирована Ватиканом и за ней закреплены свидетельства о более чем 200 совершённых чудес, в том числе и чудо воскрешения. Третий зал посвящён особенностям традиционного полесского белорусского костюма и быта. Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина был основным добытчиком и защитником дома, женщина - мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. 34 35 36 37 «Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других белорусских районов, - говорит Светлана Петрушенко. - Однако «полесский» стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами минского или витебского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера». 38 39 40 41 Музей по праву гордиться обширной коллекцией «рушников». Как известно любому белорусу рушник это важный элемент любого обрядового действия в жизни человека. На рушник принимали новорождённых и опускали тело в могилу. В Полесье рушник, провисевший год на могильном кресте, снимали в день Проводов, после Радуницы использовали для избавления от различных болезней, для чего носили на себе в течение месяца, а затем выбрасывали за кладбище. Украшенный различными орнаментами он становился украшением красного угла каждой избы, а некоторые исследователи утверждают, что традиционная вышивка белорусских рушников, могла иногда становиться даже своеобразными письмами, которыми обменивались женщины со своими сёстрами и подругами после замужества. Цветочный орнамент имел символическое значение, расположение цветов на котором могло рассказать адресату о том, как живётся девушке в новой семье, как относиться к ней муж и сколько у неё детей. 4243 Четвёртый зал музея посвящён памяти героев и жертв самой одной из самых страшных и масштабных войн человечества Второй Мировой Войне. 44 45 В годы Великой Отечественной войны в Калинковичах была создана и вела борьбу с врагом подпольная комсомольско-молодежная организация «Смугнар» («Смерть угнетателям народа»). Память героев-смунаровцев увековечена в музее в отдельной экспозиции. 46 47 48 49 Отдельный стенд посвящён и печально известному «лагерю смерти» в Озаричах. «В этом зале очень тяжёлая энергетика,- говорит Светлана Петрушенко. Даже дети здесь становятся тише воды. Предметы и фотодокументы, которые выставлены здесь, несут в себе очень сильную энергетику страданий и боли, об их истории нельзя говорить без слёз и конечно это производит тяжёлое впечатление. Но, краеведческий музей – это хранилище всех историй родного края и, конечно, мы просто обязаны хранить свидетельства этой страшной войны, чтобы отдать дань уважения и благодарности её участникам и почтить память её невинных жертв». 50 51 52 53 54 55 56 57 58 60 61 62 Музей так же располагает отдельной выставочной залой, в которой организуются передвижные тематические выставки, на которых можно ознакомиться с произведениями художников и мастеров Полесья. Калинковичский краеведческий музей работает по следующему графику: Летнее расписание: Вторник-воскресенье, с 10:00 до 19:00; Зимнее расписание: Понедельник – суббота, с 09:00 до 18:00; Стоимость билетов в 2014 году: детский – 4 000, взрослый – 6 000, экскурсия до 20 человек – 15 000. По всем дополнительным вопросам можно обращаться по телефонам (02345) 4-09-00, 4-09-01. Адрес: Гомельская обл., г. Калинковичи, ул. Интернациональная 11а Материал подготовила Джаная Карымсакова.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...