Ивенецкий музей традиционной культуры
Ивенецкий музей традиционной культуры
Дзержинском в свое время мог стать совсем другой город. Дело в том, что имение Дзержиново, где родился «железный Феликс», находится всего в 15 км от Ивенца. И когда в честь основателя КГБ решили назвать какой-то городок, Ивенец спасло только то, что на то время (1932 год) он был в составе Польши. Дзержинском, в итоге, стало Койданово. Но музей им. Феликса Дзержинского уже в 1950-е гг. открыли именно в Ивенце.
…Здание с башенкой, где расположился музей, когда-то принадлежало мяснику. По воспоминаниям его внучки, жили богато. Продукцию поставляли в Польшу. Летом мясо держали в подвале на льду, который зимой заготавливали на реке за домом.
Сейчас о бывшем владельце ничего не напоминает. Музей разделен на несколько экспозиций. В первой – историко-этнографической - собраны редкие фотографии, книги, документы, предметы к. 19 – н. 20 вв. Здесь рассказывается о быте и культуре местечка Ивенец, его знаменитых уроженцах, народных музыкантах и местных учителях.
Жители Ивенца были людьми хозяйственными и мастеровитыми. И всегда считали себя шляхтой. Есть стереотип, что белорусский крестьянин конца 19 в. это темный бедный человек в лаптях. Так вот, по крайней мере, жители местечка Ивенец ему никак не соответствуют. На найденном во Франции альбоме фотографий «Литва. Вялое» местного пана Тышкевича хорошо видно, какие «строi» носили в то время. И это не лапти. Конечно, для фото наряжались (как и «да касцёла», и «на свята»), но и в повседневной жизни одевались очень пристойно. Часто это даже покупное – не домотканое.
Местная керамика известна еще с 16-го века. А в 19-20 вв. Ивенец называли «столицей гончарства». Из глины здесь лепили даже органные трубы. «Кафля» с анималистическими узорами разъезжалась от Вильнюса, Варшавы до Санкт-Петербурга.
Еще 100 лет назад в Ивенце было до 20 «заводзiкаў» - так назывались частные гончарные мастерские, на которых могли работать и всего 2-3 человека. Глина использовалась местная, а «палiва» (ударение на «i»; специальный состав, который делает глину блестящей визуально, а изделие из нее более крепким) польская.
Ивенецкая керамика узнаваемая – блестящая и «полосатая». Узор называется «фляндроўка». «Фляндр» это роспись по сырому. Когда сразу на глину наносится пигмент – зеленый, белый, черный – и «расчесывается» специальными гребешками.
Делали и шикарные вещи, совершенно не характерные для керамики. Букетники в виде стволов дерева, подсвечники, пепельницы.
Два соединенных между собой горшочка это «спарышы», чтобы носить обед в поле, когда жатва или копали картошку - в один горшочек одно блюдо, в другой другое. Носили чаще всего дети. Керамическая сковорода на ножках – «рынка». «Рукамый» - збан с двумя горлышками, который можно было наклонять в разные стороны, и мыть руки вдвоем одновременно. Есть и банки, где отстаивали сливки, даже керамическая маслобойка (и не боялись же размолотить)!
«Збаны» – самые популярные. А вот гладышей (гладких кувшинов, которые брали за горлышко) почти нет, говорит директор музея Валентина Адамович:
- Я как-то спросила у умельцев, почему мало делали гладыши. Это были мастера высокого уровня, конкуренция была сумасшедшая. И в ответ услышала: «Гладышы рабiлi там, дзе не ўмелi ручку прымацаваць. А што ж мы, ручку не прыклеiм!». Оказывается ручку приделать, тоже особое мастерство. У каждого мастера был свой способ, форма, другой просто пальцем прижмет. Интересные были варианты. По этой особенности можно установить авторство.
У Якуба Коласа была коллекция ивенецких свистулек.
За залом керамики - выставка работ Аполлинария Пупко - Народного мастера, резчика по дереву. Образы его скульптур - герои поэм, сказок и мифов. Есть в его работах и бытовые, исторические, даже юмористические сюжеты.
Фасад своего дома Пупко укрепил деревянными кариатидами, которые сохранились до сих пор.
Есть в экспозиции и старинные резные деревянные фигуры (среди них черт, стоявший раньше у алтаря того самого францисканского костела и смотревший, искренне ли молятся прихожане). Я хотела его сфотографировать, но фотоаппарат отключился. Чертовщина какая-то.
ИМЕНА:
• Казимир и Люцыя Дзержинские помогали партизанам – и польским, и советским. В 1943 году было восстание, и Ивенец на 3 дня стал свободным. Позже всех жителей согнали к церкви, людей могли уничтожить, но Люция Дзержинская – она была австрийкой – вышла к немцам на переговоры, и поручилась своей жизнью, что местные жители к этому не имеют отношения. Всех отпустили. Люцию с Казимиром горожане очень чтили. Когда предатели их выдали и супругов расстреляли, за могилой всегда ухаживали.
• Под Ивенцом родился отец Ядвиги Поплавской – Константин Поплавский. В музее есть фото, где он, еще мальчик, стоит в военной одежде. Он сбежал из дома, и его приняли в военный оркестр учиться музыке, видя его способности. Позже он стал заслуженным деятелем искусств, известным дирижером и фольклористом.
• Недалеко от Ивенца похоронен Винцэнт Дунин-Мартинкевич.
О том, что местные умельцы славились на всю округу, свидетельствует и недавняя находка. В администрацию музея были переданы документы, письма, почтовые карточки и открытки мастера-печника Викентия Анисько. Из переписки видно, как его приглашают, ждут. Подтверждает его мастерство и целый список «пасведчанняў», рекомендаций.
КСТАТИ
В музее действуют мастерские "Ткачество", "Гончарство", "Кузница». Здесь работают опытные мастера, созданы условия для изучения основ ремесла.
Кроме того, по предварительной заявке проводятся интерактивные экскурсии. Например, «Майстэрня ўражанняў» - игровая программа, построенная на легендах об Ивенце. И «Таямнiцы старасвецкага мястэчка Iвянец» - гибкая анимационная программа, в которую (это оговаривается предварительно) может входить встреча «чаркай и шкваркай» или конфетами, возможность попробовать себя в ремеслах, музыка (музей сотрудничает с Касей Радзивиловой) и обед в таверне.
Ивенецкий музей традиционной культуры находится в Минской области, Воложинского района, г.п. Ивенец, ул. Музейная, 2. Тел: (+375 1772) 53-5-41
Музей открыт для посещений ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме воскресенья и поенедельника.
Стоимость для взрослых в 2014 году – 15.000, для школьников – 9.000. Экскурсионная плата для группы до 20 человек – 90.000 рублей.
Материал подготовила Марина Панасюк.