Музей-мастерская скульптора Заира Азгура
Музей-мастерская скульптора Заира Азгура
Сегодня посетим музей легендарной личности. Наиболее знакомые для нас работы – ансамбль на площади Якуба Коласа и один из горельефов монумента на площади Победы, а всего их у Азгура более полутора тысяч. Этот человек видел прекрасное и ювелирно представлял его в гипсе, мраморе и бронзе. А ещё… говорят, будучи атеистом, в студенчестве он притащил в мастерскую училища гроб, который набил стружками и спал в нем назло Богу. Тому же, кажется, пришлось простить шалости и подарить Заиру Азгуру особый талант.
Последняя и самая любимая мастерская знаменитого скульптора (построена в 1984 г.). Её можно сравнить с крепостью, пожалуй, более прочной, чем принято говорить о доме. За каждодневным трудом с восьми утра и до восьми вечера Заир Азгур провел здесь около 11-ти лет – к тому времени он уже стал народным художником. В этих стенах родилось более 50-ти работ. И здесь же ваятель стал педагогом: это была единственная Творческая мастерская Академии художеств Советского Союза (отделение скульптуры) в Беларуси. Мастерство Азгура перенимали 15 учеников.
Два огромных бюста – Маркса и Ленина – в 1980-х гг. находились у входа в ЦК КПБ (прим., ныне – здание Резиденции Президента Республики Беларусь). А после провозглашения независимости вернулись в мастерскую. Это единственные в нашей стране памятники, которые ныне находятся внутри здания. Здесь же, на первом этаже фотографии, на которых запечатлен скульптор во время работы над портретами Я.Купалы, Я.Коласа, М.Танка, Я.Брыля. И благодарность поэтов – книги с дарственными надписями. Заира Азгура самого считали поэтом – только в скульптуре. «Увы, творчество довоенного периода мастера сохранилось только на снимках. В институтах и академиях в то время не было практики сохранять работы студентов», – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Михеев.
Особое место в экспозиции занимает коллекция живописи родственников скульптора. Ряд портретов заочно знакомит посетителей с семьей Азгуров-Гореловых (жена Заира Азгура – дочь известного русского художника Гавриила Горелова). Живописные полотна написаны в период 1944-1985 гг.
Самый главный зал музея находится на втором этаже. С порога он поражает огромным пространством и внушительных размеров скульптурами. Бюсты, модели памятников, скульптурные группы – на высоких стеллажах и возле них хранятся около 300-сот работ. Азгур запечатлел известнейших людей – политиков, правителей, героев войны, ученых, деятелей культуры, в числе которых Ленин, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Мао Цзэ Дун, Ким Ир Сен, Якуб Колас, Янка Купала, Кузьма Черный, Янка Брыль, Лариса Александровская, Стефания Станюта и многие другие. Проще, наверное, перечислить тех, кто не позировал Азгуру. С каким бы настроением и мыслями вы ни пришли в музей, уйдете вы, скорее всего, ошарашенным. Это как увидеть всех деятелей эпохи в жизни, а ведь знаем мы их по фото. «Многие свои скульптуры Азгур и делал по снимкам. Он настолько умел «считывать» фотографии, чтобы все пропорции тела были сохранены и работа была точной. Об этой скульптуре сидящего в кресле Сталина очень долго ходила легенда, что вылеплена она с натуры – настолько правдоподобно выглядит «отец народов». Но потом выяснилось, что она сделана с фотографии. Хотя один «кремлевский сеанс» лепки с натуры всё же был. Азгура пригласили в Москву на заседание Сталина и разрешили пронести инструменты, пластилин, сесть в углу зала и лепить», – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Михеев.
Интересна история ещё одной скульптуры «вождя» – бронзового памятника, который стоял на Октябрьской площади (в то время – площади им.Сталина). После войны между советскими скульпторами проводился жесткий конкурс на эскиз изваяния Сталина. Эскиз Азгура не понравился из-за одной детали: монументальный Иосиф Виссарионович был в фуражке. По легенде Сталин сделал скульптору замечание: негоже памятнику стоять с покрытой головой перед народом, который одержал победу в такой войне. Тем не менее азгуровский эскиз Сталин позже утвердил – другой, без головного убора. Правда, простоял на площади своего имени он недолго. Через пять месяцев, после развенчания культа личности монумент демонтировали. Всего за одну ночь 40-тонная фигура бесследно исчезла. Это притом, что её железобетонный фундамент уходил на 7 метров вглубь площади, а в ноги бронзового Сталина были вмурованы мощные рельсы. Вечером 1961-го человек двести зевак следили за происходящим из ближайших скверов и дворов. Говорят, неподалеку был и Азгур, который молча смотрел, как расправляются с его произведением. По одной из версий, скульптуру зарыли неподалеку от Минска, по другой, более правдоподобной, – переплавили. Всё, что осталось от гигантского монумента – это бронзовая пуговица, которую после демонтажа подобрал с земли автор.
Работы в скульптурном зале стоят в том же порядке, как и при жизни ваятеля, их никто не передвигал. То ли оттого, что тяжелы, то ли оттого, что монументы живших до нас настолько правдоподобны, что к ним тяжело прикоснуться. За свою жизнь Заир Азгур создал более полутора тысяч скульптур и стал признанным мастером психологического портрета. Он полагал, что некрасивых людей не бывает: в каждом человеке есть неповторимая, присущая только ему особенность, которую и должен заметить настоящий скульптор.
Мемориальный музей-мастерская З.Азгура находится на ул. З.Азгура, 8. Ближайшие станции метро: Пл.Победы, Пролетарская. Общественный наземный транспорт: 1,4,7 трамваи до ост. Парк Горького; 57 автобус до ост. Парк Горького; 18, 37 автобусы до ост. Первомайская.
Телефон: +375 17 380 06 32
Музей работает с 10.00 до 18.00. Выходные дни – воскресенье, понедельник.
Возможен безналичный расчет.
Для иностранцев возможны экскурсии на английском языке.
Помимо экскурсий, в музее проходят творческие акции (музейный театр, вечера гитарной музыки и др.) и временные выставки.
Материал подготовила Александра Матькова.