Произведения Василя Быкова «Знака беды», «Сотников» и «Альпийская баллада» — из тех, которые известны всему миру. Летом 2014 года под Минском открылась дача–музей Василя Быкова — филиал Государственного музея истории белорусской литературы. На данный момент в штате всего два человека — заведующий филиалом Алесь Гибок–Гибковский, он же известный журналист, поэт, и младший научный сотрудник, недавний магистрант БГУ Ирина Чеснок. Впечатления от музея весьма приятные. Найдя дом по улице Виноградной, 62 — сразу ощущаешь: этот дом под березами — живой... Уютный... Особенный... А зайдешь — и невозможно избавиться от впечатления, что хозяин вот–вот выйдет навстречу, а сейчас просто рисует или пишет в другой комнате. Итак, отправляемся на экскурсию...
Вначале мы попадаем в гостиную: она вся пронизана солнцем. Обита светлой вагонкой, обеденный гарнитур из светлого дерева под лак. Над столом — лампа с круглым зеленым абажуром, небольшой камин облицован темно–коричневой плиткой. Много–много сувениров и картин. Пол блестит свежей древесиной. Здесь нужно разуться — в дом ведь пришли...
— В 2012 году Ирина Михайловна Быкова, вдова писателя, обратилась в Министерство культуры с предложением принять эту дачу на баланс государства, чтобы создать тут музей, — начинает нашу экскурсию директор музея Алесь Семенович. — Было написано письмо на имя Президента, и решение о создании музея принималось на самом высоком уровне. Ирина Михайловна, кстати, предлагала на выбор и дачу, и квартиру. Но решили, что в квартире будет сложно сделать музей — ведь она в многоквартирном доме. А здесь — прекрасное место. Конечно, пришлось поработать: капитальный ремонт продолжался года полтора. В последние годы Ирина Михайловна приезжала сюда нечасто, дача несколько пришла в упадок, разрушилась мансарда, отсырел пол — это было восстановлено. А вся мебель, личные вещи — все осталось, как прежде.
Любопытно, что в проектировании дачи принимал участие сам писатель. Как известно, он учился в Витебском художественном училище и страсть к рисованию сохранил. И всю свою жизнь фиксировал не только в словах, но и в рисунках. Вот над лестницей на второй этаж его наброски — хроника постройки дачи. На одном — «Есть фундамент!», на другом, от 26 октября 1984 года, — уже готовый дом, над крышей бодро взвивается столб дыма: «Уря–я–я! Есть тяга!» А вот уже семья Быковых отмечает здесь новый, 1985 год в компании семьи Алеся Адамовича. Вот только гости и хозяева изображены у горящего камина в шубах и шапках: видимо, холодновато было в гостиной!
Дача строилась, конечно, в расчете, что классик станет тут, на природе, в тишине, творить. Но на самом деле писал Василь Быков тут мало. Даже оставил в дневнике запись: «Не пiсалася мне на дачы, усё тут шкодзiла, — размовы суседак побач, брэх сабак, дзiцячая гамана з пiскам i крыкам...»
— Но творил он тут все равно, — уверен Алесь Гибок–Гибковский. — В «Доўгай дарозе дадому» Быков вспоминает, чем был занят 26 апреля 1986 г.: «Я сядзеў на дачы, i, замест таго, каб палiваць ружы, пiсаў нейкi артыкул». Но, вообще, с ночевками семья приезжала редко. Обычно находились с утра до вечера. К тому же здание прохладное, а Василь Владимирович любил тепло.
В гостиной много картин, подаренных друзьями Василя Быкова. А вот в углу — проигрыватель и стопка старых виниловых пластинок. Одна из них, с песнями Игоря Лученка, — с автографом композитора. Быков любил посидеть здесь в кресле–качалке, послушать музыку.
Хотя собачий лай, согласно дневниковым записям, и мешал временами Василю Быкову сосредоточиться на работе, все же собак он любил. Более того — и они его любили, никогда не облаивали, ластились... Алесь Гибок–Гибковский считает, что это — свидетельство, насколько человек был добр и светел душой. А документальное подтверждение этой любви — рисунки Быкова на стене кабинета. Вот к хозяину бегут его четвероногие друзья — соседские Найда, Рудька и Бельчик, и подпись: «Все в сборе».
Кабинет еще больше создает иллюзию присутствия хозяина. На столе — черновик рассказа «Жоўты пясочак», пишущая машинка с заправленным в нее листом рукописи, по правую руку — чашка с ложечкой... На стул наброшен пиджак.
— Сверхзадача этого музея — показать быт писателя середины 1980–х годов, советского интеллигента, — объясняет Алесь Семенович. — Видите, все очень скромно — таков был стиль личной жизни Быкова. Ничего лишнего, никакой помпезности, роскоши. Зато много книг, журналов, картин.
На полках кабинета — книги с автографами. Особенно интересный оставил Владимир Короткевич на первом томе своего «Избранного»: «Дарагому майму другу Васiлю Быкаву, якога я люблю не таму, што зараз яго «ўсе» любяць, а таму, што я любiў яго i быў за яго, калi лаяць яго лiчылася добрым тонам, i так буду рабiць i надалей......i жонцы ягонай Iрыне, «свайму хлопцу», — каб iм яшчэ доўга добра, светла, шчаслiва i карысна для людзей жылося. Ул.Караткевiч. 19 студзеня 81 г. Дзень Вадохрышча».
Отдельно разложены дипломы: о присвоении звания Героя Социалистического Труда, о присуждении Ленинской премии за повесть «Знак беды», другие торжественные документы. Их, кстати, можно подержать в руках, развернуть.
Василь Быков не любил пафоса, зато обладал чувством юмора. В том числе самоиронией. Это видно по тому, как изображал себя в зарисовках. Вот, например, картинка «Начинающие дачники»: две согбенные под тяжестью рюкзаков и сумок фигуры тянутся вдоль дороги (впрочем, согбенный, главным образом, муж). Это семья Быковых добирается на дачу пешком: то ли машина сломалась, то ли другая какая причина...
Запросы хозяев отражает и кухня. Она совсем крохотная, готовили здесь немного. Сохранилось тоже все, как было. Обычная недорогая посуда, термос с изображением олимпийского Мишки, чайничек для заварки с символикой Победы, пластиковая хлебница... Единственное, что бросается в глаза, — роспись в верхней части стены. Сияющие на светлом фоне арбузы, баклажаны, дыни, виноград и прочие дары природы. Декором занимался, естественно, хозяин.
Хотя писал тут Быков немного, зато рисовал в свое удовольствие. Мастерскую ему устроили в мансарде, надстроенной над гаражом: помог друг, писатель Ганад Чарказян.
— Василь Быков очень любил свою мастерскую, — утверждает Алесь Семенович. — Здесь было солнечно и тепло в отличие от прохладного дома. Он проводил здесь много времени.
Картины самого Быкова висят вперемежку с подаренными ему. Акварель с романтическим изображением замка презентовал Владимир Короткевич. На обратной ее стороне — строка из стихотворения Короткевича «Усё мiнае, гонар не мiнае». И, видимо, после смерти друга Быков наклеил сюда же вырезанный из газеты некролог.
Перед окном на столе — раскрытый этюдник, кисти, тюбики с красками. На этюдник поставлен рисунок с надписью «Мастацкi зуд». Писатель изобразил себя в виде смешного схематического человечка, увлеченно работающего за мольбертом. Рисунок датирован 1993 годом.
В отличие от архетипического образа писателя, которому глубоко чужда техника, Быков был из тех, кто может своими руками разобрать–собрать автомобиль. Автомобильная тема раскрыта и в его рисунках: вот «Момент позора»: видимо, автор нарушил дорожные правила, и его тщедушная фигурка покорно склоняется перед грозным милиционером. Вот зафиксирован момент аварии: «Ляснуўся... 29 марта 1991 года».
Машины пока в гараже нет — хотя на своем автомобиле Быков путешествовал много. Зато есть инструменты, литература по автоделу. Из «ездящих» экспонатов — трехколесный велосипед, когда–то подаренный жене Быкова.
— Сосед Василя Владимировича по даче, известный музыкант Александр Мильто, вспоминал, что Быков, собираясь возвращаться в город на машине, всегда заходил и спрашивал, не надо ли кого подвезти, — восхищается младший научный сотрудник музея Ирина Чеснок. — Представляете: народный писатель, классик...
В гараже — экспозиция «Дороги Быкова». На карте мира обозначены места, где побывал писатель. Париж, Рим, Владивосток, Стокгольм, Хельсинки, Мадрид, Нью–Йорк, Куба... Много где издавались его книги. А в украинском селе Великая Северинка, которое он навестил, сегодня создан музей Быкова.
Еще достопримечательность — карты, нарисованные самим писателем. Не игральные, разумеется, а географические... Он рисовал их всю жизнь — привычка еще с военной юности. Известный случай: в начале войны будущий классик отстал от своего отряда, его схватили свои же, и, найдя самодельную карту, решили, что парень — шпион. Только чудом удалось избежать расстрела.
То, что на даче Василя Быкова растут березки, — не случайно. Автор «Альпийской баллады» очень любил эти деревья. Когда строили дачу, краном зацепили одну березку. И Василь Владимирович целый месяц ее лечил: чем–то замазывал рану, досматривал.
Когда дача строилась, березки были еще маленькими. Быкову предлагали спилить те, что ближе к дому, — вырастут, неудобно будет. Он отказался. И сегодня по этим деревьям — а некоторые уже толщиной в обхват — дачу–музей можно узнать издалека.
И грибы прямо на участке растут.
В уютной беседке на фоне белых стволов хочется посидеть, подумать... Правда, беседку нужно еще укрепить. Да и весь двор облагородить. А тогда здесь можно и литературные чтения устраивать.
— Мы действительно планируем проводить тут и конференции, и литературные вечера, — Ирина Чеснок полна энтузиазма. — Сейчас пока условий нет — строители не завершили все работы. Не действуют водопровод, канализация, штат еще не укомплектован. Срочно необходимо сделать стоянку, указатели.Музей-дача Василя Быкова находится недалеко от дачного поселка Ждановичи. Добираться можно от станции метро «Пушкинская» автобусами 219, 419 и 420 до остановки «Интернат ветеранов Великой Отечественной войны и труда». Оттуда пройти еще 1,2 км до дачного поселка Ждановичи–6. Около 15 минут ходьбы понадобиться, чтобы дойти до дачи-музея. Прогулка будет приятной — через красивый лес и дачный городок.Точный адрес: ул. Виноградная, 62. Рабочие дни — среда — воскресенье с 11.00 до 17.00. Посещение музея на данный момент бесплатное. Материал подготовила Людмила Рублевская, фото Александра Стадуба и БелаПАН.Перевод материала на английский язык находится на сайте The Minsk Herald