Сохранить, изучить и передать материальное и духовное богатство наших предков будущему поколению – главное в работе музея. Проект «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ» приглашает на виртуальную экскурсию по Стародорожскому историко-этнографическому музею. Там можно увидеть настоящую белорусскую корчму, посмотреть, как выглядела железнодрожная станция в XIX веке и поближе узнать, кто же такие «сакуны.» Государственное учреждение «Стародорожский историко-этнографический музей» создан в 1999 году. Расположен в здании Дворца культуры,  включает экспозиционный и выставочный залы, фондохранилище, служебные помещения. 1 В 2011г. и 2015 г. ГУ «Стародорожский историко-этнографический музей» получил два гранта Минского областного исполнительного комитета «В поддержку более значимых проектов в области культуры и искусства» для создания двух разделов постоянно действующей экспозиции музея. Первый раздел экспозиции посвящен «Истории дорог и почтовой службы» и представляет собой почтовую станцию начала XX века. Сегодня в Беларуси сохранено 37 почтовых станций и две из них - на Стародорожчине.  В экспозиции воссозданы помещения почтмейстерской, кузницы, корчмы. В стендах и витринах помещены архивные документы, материалы и фотографии по истории становления города Старые Дороги, о развитии почтовой службы, строительстве важнейших объектов ХІХ века – Московско-Варшавского тракта и железнодорожной ветви Осиповичи – Старые Дороги Либаво-Роменской железной дороги. 2 Первое письменное упоминание о местечке Дороги найдено в архивных документах Великого Княжества Литовского и датируется 1524 годом, находится во владении князей Олельковичей. Это княжеский род герба “Погоня”, одна из ветвей Гедиминовичей, его представители занимали привилегированное положение в Великом Княжестве Литовском. Основные имения они имели в Слуцке и Слуцком княжестве, куда входили и земли Стародорожчины. 3 Местечко Дороги, в будущем Старые Дороги, возникло, как небольшое поселение, которое располагалось  среди дремучих лесов и непроходимых болот, приблизительно посередине пути между Слуцком и Бобруйском. С давних времен по причине  сильной заболоченности здесь приходилось всегда держаться проложенных ранее гатей (или запруд). Старая гать пролегла от населенного пункта больше на север, новая – на юг. Поселение возле старой гати получило название Старые Дороги, у новой же гати возникло поселение, которое было названо Новые Дороги. Значительную роль в экономическом, социальном и культурном развитии Стародорожчины сыграли дороги.  После трех разделов Речи Посполитой и присоединения Беларуси к Российской Империи началось активное строительство почтовых дорог и станций. Во второй половине  ХVІII века было построено несколько крупнейших магистралей, одна из них Московско-Варшавская, которая  прошла через Могилевскую, Минскую и Гродненскую губернии.  Почтово-пассажирское и грузовое движение между населенными пунктами стало регулярным. По замыслу авторов музейной концепции в первом зале экспозиции посетителей встречает почтмейстер. 6 Впервые верстовые столбы в Российской империи были поставлены в 1784 году вдоль дороги в направлении от Москвы до Коломны.  Отсюда и название «коломенская верста», которая  была принята за российскую меру длины на всех дорогах Российской империи  и была равна 1 км. 60 метров. Верстовые столбы указывают расстояние от города Старые Дороги до Москвы и Варшавы. 7 В начале ХХ века для пассажирского и почтового движения летом использовали  бричку и дилижанс, зимой – сани. Для доставки тяжелых грузов из Слуцка в Бобруйск  использовали такой вид транспорта как балаголы. Эту тяжелую работу в то время на Стародорожчине «монополизировали» евреи. Центральное место в экспозиции занимает отреставрированная бричка, которая была любимым пассажирским транспортным средством зажиточных крестьян и знати. 8 Почтовая станция включала в себя целый комплекс построек. Сюда входил станционный дом для сортировки  корреспонденции и комнатами для постояльцев, флигель для ямщиков, конюшни, сараи для транспорта, корчма и кузница.  Приезжие знали, что здесь можно подкрепиться, переночевать, а лошади отдохнут от тяжелой дороги и будут накормлены. До начала ХХ века корчма в Беларуси являлась самым шумным местом, где с удовольствием собирались не только проезжие, но и местное население. Хозяин корчмы – это человек самостоятельный, сдержанный, должен быть трезвым, приветливым,  внимательным и услужливым с посетителями. Основная задача хозяина корчмы – это накормить посетителей, успокоить крики и вопли дебоширов, остановить вооруженную «руку».  И корчмы имели замысловатые названия «Последний грош», «Пекло», «Утрата», «Под дубом», «У Абрама» и т.д.   Наша корчма носит название «Лавігрош», здесь посетители знакомятся с рецептами традиционных блюд местной кухни и режимом работы  корчмы начала ХХ века. Все элементы интерьера корчмы максимально приближены к оригиналу. 9 При почтовой станции работала кузница – помещение, где выполнялись все ремонтные работы. Здесь можно было подковать лошадь, заменить сломанное колесо, смазать дегтем оси, починить упряжь. В кузнице установлен горн, кузнечные меха, наковальня, коллекции кузнечных клещей и подков, молотки и предметы ручной ковки. 10 В феврале 2016 года открыт второй раздел постоянной экспозиции музея «Материальная и духовная культура белоруса-сакуна начала ХХ века». Создана цельная, уникальная  этнографическая экспозиция, воссоздающая быт общины сакунов, проживавших на территории Стародорожчины, сохранив самые интересные и важные черты самобытности этой этнокультурной общности Экспозиции, посвященной этой уникальной части белорусов, не существует, а сами они мало изучены. Сакуны, часть самого большого белорусского племени дреговичей со своей богатой культурой, обрядами, обычаями.  На Стародорожчине до нашего времени сохранились уникальные лингвистические особенности говора с характерным саканием (отсюда и название сакуны). Сакунами они называются из-за особенностей произношения глаголов, которые заканчиваются на мягкое «ся», у них в произношении звучит твердое и звучное «са». Например, “выспаўса (выспался), нагукаласа (наговорилась), завернесса (повернешься), прагуляймаса (прогуляемся), абачхніса (проснись)”. Сохранены многие самобытные традиции в ткачестве, вышивке, пошиве и изготовлении народного костюма (костюмов), кузнечном деле, столярном мастерстве и др. 14 15 У белорусов-сакунов особая традиция застройки деревни, орудия труда и особенности рыболовецких снастей, особые образцы ткачества, которые еще встречаются в старинных  бабушкиных сундуках, которые есть у местных жительниц. Особо ценными являются этнографические портреты Исака Сербова, белоруского историка, этнографа, фольклориста. Он снимал крестьян в рост, в фас, в профиль и сзади, стремясь показать особенности их  одежды  головного убора. Жители Белорусских деревень и местечек на фотоснимках Сербова показаны красивыми и достойными.  Белое льняное одеяние с деликатным орнаментом, его чистота, особенные наймитки на головах женщин свидетельствуют о высокой и особенной культуре, свойственной крестьянам. Среди фотоснимков совсем мало таких, где увидишь бедность, убогость, нищету крестьянства. Зажиточность белорусских крестьян неоднократно подчеркивал Сербов и в своих этнографических записках и отчетах по экспедиции. 12 11 Эти фотодокументы являются бесценным источником визуальной информации о том, какой была Беларусь в начале ХХ века. Стоит отметить, что в экспозиции представлены экспонаты – оригиналы, которым более  100 лет. В выставочном зале музея организуются сменные тематические выставки на основе собраний коллекционеров, художников, фотографов, мастеров народных промыслов и ремесел. Кроме традиционных форм работы (экскурсии, презентации), музей реализует разнообразные творческие проекты, мастер-классы, тематические музейные уроки, акции и встречи. Фонды Стародорожского музея насчитывают более 3,3 тысячи экспонатов. Формируется 16 фондовых коллекций: живопись, графика, скульптура, нумизматика, бонистика, этнография, ткачество и одежда, вышивка, соломоплетение и соломоаппликация, фотографии и негативы, книги, документы, вымпелы и флаги, подарки. В мемориальных фондах хранятся документы, фотодокументы и личные вещи участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, передовиков производства, деятелей литературы, науки и искусства. В тематических разделах представлены материалы по истории развития предприятий, школ, учреждений культуры района. Адрес: 222932, Минская область г. Старые Дороги, улица Пролетарская, д. 31, тел. 8 01792 - 58 - 7 – 16. e-mail:muzeumstdorogi@yandex.by Режим работы: Понедельник – суббота: с 8:00 до 17:00, перерыв 13:00-14:00. Воскресенье — выходной. Стоимость входных билетов в 2016 году: для учащихся — 1 рубль, для взрослых — 2 рубля, организация экскурсий — для группы до 25 человек — 5 рублей для учащихся, 7 рублей для взрослых. Музейный урок – 1 рубль. Автор текста: Ксения Тарасевич, фото: архив музея
  • Комментарии
Загрузка комментариев...