Германовичский музей культуры и быта
Германовичский музей культуры и быта
Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» в этот раз рассказывает о Германовичском музее культуры и быта, в котором можно познакомиться с историей жизни известнейшего белорусского художника Язэпа Дроздовича.
Первые сведения о Германовичах относятся к 1563 году, когда деревня упоминается как пограничная на рубеже Полоцкого и Браславского воеводств. Некогда разбросанные богатства Германович, расположенные по обе стороны реки Дисны, сначала были собственностью Сапегов, от которых достались Гильзенам. В 1782 году Юзеф Гильзен продал их Игнату Ширину, потомки которого владели Германовичами до начала второй мировой войны.
В 1782 году и было начато строительство кирпичного двухэтажного строения. Изнутри дом не имел особенно заслуживающего внимания убранства. Кроме жилых комнат, расположенных в основном на нижнем этаже, располагались на верхнем этаже две гостинные залы, старый большой салон и столовая. В некогда величественном усадебном дворце Ширинов XVIII в. сейчас находится Германовичский музей культуры и быта.
Главной задачей музея является сохранение исторического наследия края, а также возвращение личности белорусского художника Язэпа Дроздовича в отечественную культуру. Экспозиция, посвященная художнику, находится на втором этаже. Ее открывает скульптура И.Голубева "Вечный странник". Два зала второго этажа посвящены знаменитым людям Шарковщинского района и творчеству художника Язэпа Дроздовича. И это не случайно, потому что нельзя обойти вниманием эту величественную личность, которая оставила значительный след в истории деревни.
Автору скульптуры удалось передать присущие для творчества Дроздовича соотношение реального мира и мира фантазии, силу его убежденности и любви к родному краю.
Родился Язэп Нарцызович Дроздович 13 октября 1888 года в застенке Пуньки, что на Дисненщине. Здесь, на окраине живописной Голубицкой пущи, и прошло детство художника. Начальное образование получил в Дисенском гимназии. А с 1909 по 1910 год Язэп Дроздович учится в Вильнюсской школе рисования.
Он первым ввел в белорусское искусство такие течения, как символизм и модернизм. Он первым воскресил образ легендарного полочанина - Всеслава Чародея. Также в своем творчестве он воспел фигуру Франциска Скорины, создав целую живописную Скориниану.
Язэп Дроздович - основоположник космической темы в белорусском изобразительном искусстве. Это был человек, который верил в то, что там на других планетах, существует жизнь. Все увиденное изображал на своих полотнах. И, как сам отмечал, придет время и человечество посетит эти планеты и увидит все то, что он нарисовал.
Музей обладает уникальной и неповторимой коллекцией его рисованных ковров, картин, написанных на исторические и космические темы: "Космический пейзаж", "Деревня Германовичи", "Типография Ф.Скорины в Вильнюсе", "Дух тьмы", "Воспоминания" и др.
Одной из главных целей музея является возвращение интереса к личности Язэпа Дроздовича.
В музее находятся четыре экспозиционных зала. На первом этаже можно посетить залы этнографии и ткачества, а на втором этаже размещаются залы, посвящённые Дроздовичу.
В зале этнографии можно увидеть изделия местных кузнецов. Кузнечное ремесло, как правило являлось наследственным. Сыновья перенимали науку от родителей.
Кузнечные изделия широко использовались в народном быту. И это вещи самого разного назначения. Ножницы для стрижки, скобля – инструмент, предназначенный для очистки от коры и строгания дерева. Склют - разновидность топора, применялся для счесывания и раскола бревен, счесывания сруба к ровной поверхности.
Подкова для лошадей – один из наиболее расширенных и нужных в быту процессов, который включал изготовление гвоздей и непосредственно подковок для лошадей. Уметь это должен был каждый кузнец, и от качества работы прежде всего зависела его репутация, а следовательно, и заработок.
Для распиловки бревен на брусья и доски использовалась удлиненная пила. Бревно поднимали на высокие козлы-сталюги и распиливали вдоль. Обычно один человек стоял на бревне, а двое - внизу, на земле под сталюгою. Работа была тяжелая и не очень удобная.
Также в этнографическом зале можно увидеть металлические утюги, нагрев которых происходил за счет находящихся внутри утюга горячих углей (“жалязкі”). Дымокур, пчеловодный инструмент для подкуривания пчел дымом в улье, безмен – использовавшиеся раньше весы. Металлический или деревянный стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для удержания груза на втором.
Издавна в Беларуси основным сырьем для ткачества служили лен и шерсть. Весь процесс подготовки льна до ткачества, начиная от посева и заканчивая непосредственно изготовлением ткани, в крестьянской среде выполнялся вручную. Рвали лен во второй половине августа. Вырванный лен вязали в снопы и ставили в бабки. Для обрезки головок существовала специальное устройство - ножи. Мяли лен терницей или мялицей. С этой работой было связано много поверий. Мять лен начинали только девушки с распущенными косами. Раньше верили, что так льняное волокно получится шелковистым.
Трепали лен вручную при помощи специального устройства - трепла. В процессе трепания вместе с кострицей отбивалось и низкокачественное волокно, которое применялось для различных бытовых нужд (вили веревки, ткали мешковину). Если был нужен кудель высшего сорта, то его чесали специальной щеткой, сделанной из свиной щетины.
Пряжа – один из самых ответственных моментов в процессе подготовки волокна к ткачеству. Прясть начинали глубокой осенью. Старшие женщины в семье старались научить девочек всему женскому делу, в том числе и пряже. Инструменты для пряжи довольно простые. Прялка, к которой крепилась кудель, веретено для скручивания нити. В конце XIX - нач. XX вв. широкое распространение приобрел новый инструмент - самопрялка. Самопрялки встречались двух типов - стояк и лежак. Разница заключалась в размещении колеса. Для сматывания пряжи существовали специальные устройства - мотовила. На ткацком станке, который называется кросны, ткали ткань различного назначения: ковры, рушники, одежду.
И это не просто вещи быта далеких предков. Это прямые свидетели той эпохи, что, казалось, навсегда покинула нас. Навсегда, если не считать вот этих вещей культуры и быта наших дедов. Поэтому путешествие в прошлое не фантастика, а обычная реальность.
Адрес: Беларусь, Витебская обл., Шарковщинский р-н, аг. Германовичи, ул. Школьная, д. 20
Телефон: +375 2154 3-92-93.
Время работы:
Администрация: 09:00 - 17:00 – выходные: воскресенье, понедельник
Касса: 08:00 - 17:00 – выходные: воскресенье, понедельник, обед: 13:00 – 14:00
Экспозиции: 08:00 - 17:00 – выходные: воскресенье, понедельник
Входные билеты в 2015 году: Детский - 3.000, Взрослый - 5.000, Экскурсия - 40.000.