В этот раз мы посмотрим экспозицию из более чем 20 редких мопедов и мотовелосипедов. Открыл такой необычный музей в Витебске сотрудник московского музея индустриальной культуры Владимир Мячин. Об открытии музея мы узнали из газеты «Народныя навіны Віцебска».
Временно выставка разместилась на втором этаже многоуровневой парковки на проспекте Строителей, 15 (возле «Евроопта»), где коллекционер мопедов арендует под музей небольшое помещение.
На выставке, кроме малокубатурной техники, представлены также игрушки и предметы молодежной культуры эпохи перестройки в СССР. По словам Мячина, этот период времени интересует его как коллекционера более всего.
Шесть интересных мопедов с выставки Мячина:1. Мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода, 1958 год. Первый харьковский заводской мотовелосипед. Установлен мотор Д-4, который сначала выпускался в комплекте (бак, мотор, ручка газа, тросики, звездочка) для установки на велосипеды. Заводская модель – с низкой рамой под сидением для большего удобства и небольшой передней подвеской. Серия была маленькая.
2. Мотовелосипед Riga-2 «Gauja» (1963).Первый рижский заводской мотовелосипед. Скорость — 40 км/ч, запас топлива — 2,2 л. Представлен экземпляр со щитками на моторе, от которых обычно избавлялись, потому что сильно дребезжали. Участник выставки «Виват-2011».
3. Легкий мопед ЗИФ-20 с двигателем Д-8МА.Последняя модель Пензенского завода ПВЗ. На первый взгляд, невзрачный, но на самом деле известно только три сохранившихся экземпляров. Случайно нашелся на Ставрополье.
4. Легкий мопед МВ-042М «Львовянка» 1965 года.На выставке представлены два варианта – в «родной» краске и перекрашенный.
5. Французский мотобекан «Mobylette» (1971). Куплен в Борисове в перекрашенном виде. Типичный европейский мопед для женщин и священников – можно было ездить в юбке или сутане.
6. Мокик ЗиД-80 «Аркан» (2000). Макет перспективного мокика ковровского завода имени Дегтярева (ЗиД). Пятиступенчатая коробка передач, дисковый тормоз переднего колеса и система раздельной смазки. Был выкуплен из заводского музея. Дизайнерская модель названа по имени одного из их конструкторов (Аркан). «Если бы вошел в серию – лет 10 бы еще был достаточно современным. Но, к сожалению, завод перешел на китайские двигатели», — пояснил Владимир Мячин и признался, что «Аркан» обошелся ему почти в 1 тыс. долларов.
Не только «Риги» и «Карпаты»…
Владимир Мячин рассказал, что начал собирать мопеды 5 лет назад, когда малокубатурная техника еще не считалась коллекционной – все занимались мотоциклами. Историей мопедов увлекся в то время, когда восстанавливался после тяжелой аварии. Неясно было, станет ли вообще на ноги.
«И чтобы не выпадать из темы, в которой я уже давно варился (работал на мотоэвакуаторе в Москве), начал изучать историю мопедов. Тогда же купил свой первый мопед – львовский, 1962 года. Ну и понеслось… » — поделился Владимир Мячин.
Оказалось, что в СССР делали не только «Риги» и «Карпаты». Коллекционер говорит, что известно около 300 моделей, многие из которых были экспериментальными и выпускались совсем небольшими сериями. Интересно, что свой вклад в историю мопедов внес и Минский велосипедный завод.
Об истории малокубатурной техники Владимир Мячин рассказывает на своем сайте.
Мопеды переехали в Беларусь
Владимир Мячин признается, что переехал в Беларусь несколько лет назад как раз для того, чтобы музейная коллекция обрела свой дом. До этого приходилось хранить экспонаты в сараях и гаражах.
Сейчас Владимир мечтает воплотить в жизнь идею создания музея в деревне Еремино (Витебский район), где специально для этого приобрел дом. Если судить по концепции, это может стать настоящим музеем ностальгии. Коллекционер рассчитывает также на содействие областного управления культуры.
«К тому же в Витебске на самом деле немного достопримечательностей. За день можно обойти все, и дальше – скучно. Ну, вот будет еще одна маленькая достопримечательность. Хотя, конечно, места здесь очень мало», — говорит любитель мопедов.
Мячин рассказал, что коллекция мопедов пополняется, в том числе, и за счет техники, которую прежние владельцы отдают в дар. Свои деньги коллекционер тратит только на покупку очень редких экземпляров. Большая часть коллекции собрана в России.
«И у меня, в принципе, мало обычных серийных вещей. И есть несколько раритетов», — признался организатор выставки.
«Здесь, в Беларуси, очень переоцененное железо. Раза в 2-3 дороже. Почему? Это общий менталитет. Тут принято годами продавать. И при этом ценности люди не понимают и, к сожалению, очень часто перекрашивают технику. Берут старый мопед, и им кажется, что если его перекрасить в металлик, то он будет дороже. А мопед в итоге становится вообще никому не нужным…» — говорит Владимир Мячин.
Тем не менее, совсем недавно собиратель мопедов приобрел в Орше за 800 тыс. рублей достаточно редкий мопед «Ява Мустанг». А один из витеблян уже успел пополнить коллекцию Мячина мопедом «Рига-12».
«А вообще, если говорить о цене, старые мопеды стоят до 10 тыс. российских рублей», — пояснил Владимир.
Можно и самим поучаствовать в пополнение коллекции – принести, например, редкие советские игрушки. К слову, на входе в помещение вас встретит медведь Аристарх – талисман экспозиции, который сопровождает ее со времен покупки самого первого мопеда.
Есть и еще экспонаты, один вид которых провоцирует родившихся в 1970-80 годы извлекать из карманов носовые платки…
Адрес музея: г. Витебск, проспект Строителей 15.Музей мопедов можно посетить бесплатно, но прежде нужно позвонить владельцу по номеру + 375 29 217 18 01.Материал подготовил Змитер Миртич, фото автора.